Судья Макарова К.М. Дело № 33 - 3188 4 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршуновой Л.А., судей Пудова А.В. и Винеля А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя истца Цурикова С.В. и представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе гор. Смоленска Перехожевой О.В. дело по кассационной жалобе истца Рыжикова А.И. на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 16 августа 2011 года. Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя истца Цурикова С.В. и представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе гор. Смоленска Перехожевой О.В.судебная коллегия Установила : Рыжиков А.И., (дата) г.р., - которому решением Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе гор. Смоленска № 16 от 11.03.2011 г. было отказано в установлении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаемой мужчинам по достижении ими возраста 50 лет, если они не менее 10 лет проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда, в горячих цехах (далее также – специальный стаж) и имеют страховой стаж не менее 20 лет, - обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском о присуждении указанной пенсии с даты обращения за ней (04.03.2011 г.), полагая, что ответчик необоснованно не засчитал в его специальный стаж период прохождения им действительной военной службы (службы по призыву) с (дата) по (дата) в ВМФ СССР на подводной лодке с ядерными энергетическими установками по специальности <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. При этом сослался на статью 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающую включение в специальный трудовой стаж для установления пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет времени прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе гор. Смоленска заявленные требования не признало. Его представитель Александрова Т.В. пояснила, что по действующему пенсионному законодательству военная служба, независимо от места ее прохождения, в специальный стаж не засчитывается. Обжалуемым решением в удовлетворении иска было отказано. В рассматриваемой жалобе Рыжиков А.И. просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным. Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Закон № 173-ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует руководствоваться Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список № 1 1991 г.). На основании абзаца второго подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при исчислении периодов работы до 01.01.1992 г. (дата введения Списка № 1 1991 г.) возможно также применение Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (действовал до 01.01.1992 г., далее – Список № 1 1956 г.) Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определен одноименными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2202 № 516. Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком № 1 1991 г. (Списком № 1 1956 г.), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке № 1 1991 г. (Списке № 1 1956 г.) не указаны. Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, периоды военной службы, в том числе службы в Вооруженных Силах СССР, засчитываются в общий трудовой стаж. Их включение в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ (например, Определения от 17.10.2006 № 380-О, от 24.06.2008 № 437-О-О, от 23.09.2010 № 1152-О-О), законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти. Решение законодателя не включать в специальный стаж периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не должны уплачиваться, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Ссылка Рыжикова А.И. на статью 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в данном случае несостоятельна. В силу абзаца второго пункта 3 названной статьи время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Должность <данные изъяты>, которую истец занимал в период прохождения им действительной военной службы (службы по призыву) с (дата) по (дата) в ВМФ СССР на подводной лодке с ядерными энергетическими установками, равно как и его специальность <данные изъяты> Списком № 1 1991 г. (Списком № 1 1956 г.) не предусмотрены. При таком положении суд обоснованно отказал ему в присуждении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. С доводами жалобы согласиться нельзя. Непосредственно из статьи 76 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного постановлением СМ СССР от 17.02.1981 № 191, - на которое приводится ссылка в жалобе, - не вытекает право бывших военнослужащих на включение времени их службы в стаж по действовавшему в тот период Списку № 1 1956 г. Что касается пункта 11 Указания Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», - на которое также ссылается Рыжиков А.И., - то, как следует из его содержания, время службы в армии засчитывается в специальный стаж, если военнослужащий выполнял работы, предусмотренные Списками № 1 и № 2. Выше указывалось, что должность <данные изъяты> и специальность <данные изъяты>, по которым истец выполнял работу в период действительной военной службы, Списком № 1 1991 г. (Списком № 1 1956 г.) не предусмотрены. Суд, вопреки доводам Рыжикова А.И., правильно применил нормы материального права, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия Определила : Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 16 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рыжикова А.И. - без удовлетворения. Председательствующий : Судьи :