Судья Новикова Н.Ф. Дело № 33 - 1999 21 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего судьи Пудова А.В., судей Винеля А.В. и Руденко Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истицы Нуруллиной Г.А., ее представителя адвоката Мозоленко С.В., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (...) Ткаченко В.А. дело по кассационной жалобе Нуруллиной Г.А. на решение Починковского районного суда Смоленской области от 27 апреля 2011 года. Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения Нуруллиной Г.А., ее представителя адвоката Мозоленко С.В., представителя Управления Пенсионного фонда РФ (...) Ткаченко В.А., судебная коллегия Установила : Нуруллина Г.А. обратилась в Починковский районный суд Смоленской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (...) о присуждении пенсии по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаемой независимо от возраста при стаже лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 30 лет в городах или не менее 25 лет в сельской местности (далее – специальный стаж, стаж). В обоснование заявленных требований сослалась на то, что решением ответчика № 11 от 19.05.2010 г. ей было отказано в установлении требуемой пенсии по мотивам недостаточности специального стажа. При этом в стаж не были засчитаны период ее работы с 02.10.2003 г. по 30.11.2008 г. в должности врача-начальника профилактория в/ч (...), периоды нахождения в учебных отпусках с 30.05.1988 г. по 24.06.1988 г., с 02.01.1989 г. по 28.01.1989 г., с 01.01.1990 г. по 28.02.1990 г., а также периоды обучения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) с 01.02.2000 г. по 28.02.2000 г., с 06.04.2009 г. по 28.06.2009 г. и с 23.08.2009 г. по 24.09.2009 г. С отказом она не согласна, поскольку профилакторий являлся структурным подразделением в/ч (...), осуществлял медицинское обслуживание военнослужащих, а повышение квалификации входило в ее должностные обязанности как врача. Просила включить оспариваемые периоды и обязать назначить требуемую пенсию с даты обращения за ней, т.е. с 12.05.2010 г. Решением суда от 9 ноября 2010 года требования Нуруллиной Г.А. были удовлетворены. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 21 декабря 2010 года решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периода работы истицы с 02.10.2003 г. по 30.11.2008 г. в должности врача-начальника профилактория в/ч (...) и присуждения ей пенсии было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В ходе производства по делу Нуруллиной Г.А. было подано уточненное исковое заявление, в котором она, наряду с возложением на ответчика обязанности назначить ей пенсию, просила также обязать засчитать оспариваемый период из расчета 1 год работы как 1 год 3 мес., сославшись на то, что профилакторий в/ч (...) находился в сельской местности, где периоды работы врачей и среднего медицинского персонала включаются специальный стаж в льготном порядке. Управление Пенсионного фонда РФ (...) иск не признало. Его представитель Ткаченко В.А. пояснил, что работа врача в профилактории не дает права на досрочную пенсию. Без учета оспариваемого периода специальный стаж истицы недостаточен для установления пенсии, поэтому решение об отказе в ее назначении является законным. Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Нуруллиной Г.А. было отказано. В рассматриваемой кассационной жалобе она просит отменить решение, полагая, что судом не дана надлежащая оценка доказательств, подтверждающих ее фактическую занятость в период с 02.10.2003 г. по 30.11.2008 г. в структурном подразделении в/ч (...) - медпункте, работа в котором включается в специальный стаж. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным. Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Как видно из трудовой книжки Нуруллиной Г.А., 01.10.2003 г. она была принята в войсковую часть (...) врачом-начальником профилактория, 01.12.2008 г. – уволена по собственному желанию (т. 1 л.д. 40). В ее обязанности, закрепленные в трудовом договоре от 30 ноября 2007 г., входило осуществление руководства и контроля за работой профилактория (т. 2 л.д. 34). В указанный период (с 02.10.2003 г. по 30.11.2008 г.), равно как и на дату обращения истицы за пенсией (12.05.2010 г.) действовали (и продолжают действовать) утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781: - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002 № 781); - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29.10.2002 № 781). Согласно пункту 5 Правил от 29.10.2002 № 781, помимо работы в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж включаются также периоды работы (врачей) в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Отказывая в удовлетворении иска Нуруллиной Г.А., суд обоснованно исходил из того, что в специальный стаж включаются периоды работы (врачей) лишь в тех учреждениях и структурных подразделениях, которые перечислены соответственно в Списке от 29.10.2002 № 781 или в пункте 6 Правил от 29.10.2002 № 781. Перечень этих учреждений и структурных подразделений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Как усматривается из справки командира в/ч (...) от 28 октября 2010 года № 977, (...) профилакторий летного состава, штат (...), утвержденный Главнокомандующим ВВС 21 апреля 1984 года (т. 2 л.д. 37-38), является структурным подразделением войсковой части (...). В штат профилактория летного состава входит начальник профилактория - врач. В соответствии с Положением о профилакториях для летного состава Военно-воздушных сил, веденным в действие Приказом Главнокомандующего ВВС от 10 февраля 1988 года № 46, основная задача профилакториев - организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (активного отдыха). Профилакторий возглавляет начальник, который подчиняется командиру воинской части, а по вопросам проведения оздоровительных мероприятий с отдыхающими выполняет указания начальника медицинской службы авиационно-технической части. Разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781 и перечнем структурных подразделений, содержащимся в пункте 6 Правил от 29.10.2002 № 781, профилактории, в том числе профилактории воинских частей, не предусмотрены. Суд правомерно не принял во внимание показания свидетелей (...) о характере работы истицы (т. 2 л.д. 20-24), поскольку в силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» названные обстоятельства свидетельскими показаниями не подтверждается. Доводы Нуруллиной Г.А. о том, что в оспариваемый период ее рабочее место находилось в кабинете врача-терапевта медпункта, что в своей работе она руководствовалась Должностной инструкцией начальника профилактория – врача-терапевта медицинского пункта в/ч (...), что ее трудовая функция в качестве врача -начальника профилактория в/ч (...) была фактически тождественна трудовой функции врача медицинского пункта (предусмотрен пунктом 6 Правил от 29.10.2002 № 781), что она тоже занималась оказанием медицинской помощи, что деятельность профилактория была связана с охраной здоровья, - вне зависимости от их доказанности, - юридического значения в данном случае не имеют. Профилакторий для летного состава в/ч (...), который возглавляла истица, и медпункт части являлись разными структурными подразделениями, о чем свидетельствует наличие у каждого из них своего штата (профилакторий - 3 ед., медпункт с лазаретом на 30 коек – 17 ед.) и своего руководителя (начальника, врача) (т. 2 л.д. 37-38, 39, 68, 69). Данное обстоятельство подтверждается и самой Нуруллиной Г.А. в ее иске и жалобе (т. 2 л.д. 10, 104). По трудовой книжке, трудовому договору и тарификационным спискам должность истицы именовалась «начальник профилактория – врач» (т. 1 л.д. 40, т. 2 л.д. 34, 50). В «Списке профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за 2002-2009 год», утвержденном 7 декабря 2009 г. командиром в/ч (...), значится только врач-терапевт медпункта. Должность «начальник профилактория – врач» не предусмотрена (т. 2 л.д. 72). В ранее утвержденных командиром части аналогичных Списках должность «начальник профилактория – врач» также отсутствовала. При этом, как указывалось выше, в специальный стаж засчитывается не любая врачебная работа, а только та, которая выполнялась в учреждениях, предусмотренных Списком от 29.10.2002 № 781, либо в структурных подразделениях, перечисленных в пункте 6 Правил от 29.10.2002 № 781. Проанализировав представленные доказательства, суд сделал правильный вывод о том, что профилакторий для летного состава в/ч (...) не входил в какое-либо из структурных подразделений, перечисленных в пункте 6 Правил от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в специальный стаж, а являлся самостоятельным структурным подразделением части, работа в котором даже в должности врача в специальный стаж не включается. Ссылка в жалобе на раздаточные ведомости на выдачу заработной платы за 2003-2008 г.г., согласно которым Нуруллиной Г.А. ежемесячно производились начисления за ночные дежурства в медпункте (...)%, выплачивалась надбавка за работу в сельской местности (...)%, предоставлялся дополнительный отпуск, а также на должностную инструкцию дежурного врача по объединенному медпункту в/ч (...) от 13.11.2006 г., где имеется подпись истицы, выводов суда первой инстанции не опровергают. В оспариваемый период Нуруллина Г.А. работала именно начальником профилактория, который ни Списком от 29.10.2002 № 781 ни пунктом 6 Правил от 29.10.2002 № 781 не предусмотрен, а выполнение ей в порядке совместительства (без назначения на должность и не на полную ставку) работы врача в другом структурном подразделении не дает права на пенсию по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Показания свидетеля (...) о том, что Управление Пенсионного фонда РФ (...) не принимало от в/ч (...) документы для назначения истице «льготной пенсии» по причине отсутствия профилактория в числе учреждений и структурных подразделений, работа в которых дает право на досрочную пенсию (т. 2 л.д. 88-89), не противоречат обстоятельствам дела, поэтому сам по себе тот факт, что суд оставил без внимания эти показания, не свидетельствует о нарушении им правил оценки доказательств. Указанная оценка, вопреки доводам жалобы, дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, и оснований для переоценки доказательств, а, следовательно, и оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия Определила : Решение Починковского районного суда Смоленской области от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Нуруллиной Г.А. – без удовлетворения. Председательствующий : Судьи :