Судья Сычев А.А. Дело № 33 - 4037 13 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршуновой Л.А., судей Пудова А.В. и Винеля А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителей Управления Федеральной миграционной службы России (...) Власовой Н.А. и Ануфриевой Т.А. дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России (...) на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителей Управления Федеральной миграционной службы России (...) Власовой Н.А. и Ануфриевой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда Установила : Амбарян А.Х., 27.08.1992 г.р., обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области с заявлением об оспаривании действий (бездействия) сотрудников (...) территориального пункта, (...) межрайонного отделения и Управления Федеральной миграционной службы России (...) (далее – УФМС, территориальные подразделения УФМС). В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 1992 года постоянно проживает на территории РФ, гражданином какого-либо государства никогда не являлся. В 2006 году его отец Х.О., а в 2009 году его мать М.Г., получившие гражданство РФ, неоднократно обращались в (...) территориальный пункт, (...) межрайонное отделение и непосредственно в УФМС с заявлениями о приобретении им, Амбаряном А.Х., тогда еще несовершеннолетним, гражданства РФ в упрощенном порядке, однако в принятии заявлений под надуманным предлогом отказывалось. В августе 2010 году его отец вновь подал аналогичное заявление со всеми необходимыми документами, но решение по нему не было принято в установленный законом срок. Указанные действия (бездействие) должностных лиц привели к тому, что в настоящее время он, Амбарян А.Х., достигнув совершеннолетия, для приобретения гражданства РФ должен представить дополнительные документы и выполнить ряд обременительных для него условий. Просил восстановить нарушенное право и обязать сотрудников территориальных подразделений УФМС разрешить вопрос о приеме в гражданство РФ исходя из его статуса несовершеннолетнего лица, который он имел в 2010 году. Представитель УФМС Кузнецова О.А., возражая против доводов заявления, пояснила, что сведений об обращении родителей Амбаряна А.Х. с заявлениями о приеме его в гражданство РФ в 2006 и в 2009 годах не имеется. К заявлению же, поданному в 2010 году, не были приложены необходимые документы, в связи с чем указанное заявление 17.02.2011 г. возвращено в (...) территориальный пункт для последующего возврата заявителю. Учитывая, что дела по заявлениям об оспаривании действий должностных лиц рассматриваются по правилам Главы 25 ГПК РФ, которая предусматривает 3-месячный срок обращения в суд, и этот срок Амбаряном А.Х. пропущен, просила отказать в удовлетворении его заявления и по мотивам пропуска названного срока. Обжалуемым решением требования Амбаряна А.Х. удовлетворены частично. Суд обязал начальника (...) территориального пункта, а также должностных лиц УФМС разрешить вопрос о приеме заявителя в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании пункта «а» части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в срок до 6 месяцев, т.е. до 20 апреля 2012 года. В остальной части заявления, а именно в признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений УФМС, связанных с непринятием заявлений о приеме Амбаряна А.Х. в гражданство РФ в 2006 году и в 2009 году, было отказано. В рассматриваемой кассационной жалобе УФМС просит отменить решение в части удовлетворения требований заявителя, полагая, что, обязав их разрешить вопрос о приеме Амбаряна А.Х. в гражданство РФ, суд фактически подменил собой органы, ведающие делами о гражданстве, и по существу предрешил будущее решение по данному вопросу, исключив возможность отклонения заявления о приеме в гражданство РФ при наличии к тому законных оснований. Проверив законность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным. В силу пункта «а» части 6 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ и при наличии согласия другого родителя на приобретение гражданства РФ, принимается в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 данного Федерального закона. Согласно пункту 18 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются: свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии); документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания); согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с абзацем третьим пункта 5 данного Положения. Пунктом 9 Положения установлено, что заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. В соответствии с пунктом 17.1 «Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.04.2008 № 11493), на основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо: принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных; принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов. Согласно пункту 10 Административного регламента, государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов (пункт 9 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»). В силу частей 3 и 4 статьи 35 Закона о гражданстве решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 данного Закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами (УФМС). Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Статьей 40 Закона о гражданстве предусмотрена возможность обжалования в суд отказа в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иных нарушающих порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ. Судом установлено и в жалобе не оспаривается, что родители Амбаряна А.Х. – Х.О. (отец) и М.Г. (мать) являются гражданами РФ. 20 августа 2010 года его отец Х.О. обратился в (...) территориальный пункт с заявлением о приеме Амбаряна А.Х. в гражданство РФ в упрощенном порядке. 23 августа 2010 года Х.О. была представлена заверенная нотариусом копия свидетельства о рождении Амбаряна А.Х., после чего его заявление вместе с комплектом документов, оформленных в дело, направлено на рассмотрение в УФМС. Письмом УФМС от 17.02.2011 ( ) дело было возвращено без рассмотрения со ссылкой на то, что нотариально заверенная копия свидетельства о рождении Амбаряна Х.А. представлена после подачи заявления о приеме в гражданство РФ. Признавая такие действия должностных лиц УФМС незаконными и обязывая разрешить вопрос о приеме Амбаряна Х.А. в гражданство РФ в упрощенном порядке как ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ (пункт «а» части 6 статьи 14 Закона о гражданстве), суд обоснованно исходил из того, что весь комплект необходимых документов (в том числе нотариально заверенная копия свидетельства о рождения Амбаряна Х.А.) был представлен в территориальное подразделение УФМС до достижения заявителем совершеннолетия, принят указанным территориальным подразделением и направлен в вышестоящее подразделение УФМС, уполномоченное принимать решения о приеме в гражданство РФ. При этих обстоятельствах оснований для возврата документов не имелось, и УФМС было обязано исполнить государственную функцию по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ (пункт 1 Административного регламента). Доказательств надлежащего уведомления (пункт 4 Административного регламента) заявителя о возврате его документов УФМС представлено не было, поэтому установленный статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд им не пропущен. С доводами жалобы согласиться нельзя. Как указывалось выше, решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются УФМС (статья 35 Закона о гражданстве). Пунктом 17.5 Административного регламента установлено, что должностное лицо УФМС по результатам проведенных проверок и согласований принимает одно из следующих решений: - о приеме в гражданство РФ; - об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ. Таким образом, само по себе разрешение вопроса о приеме в гражданство РФ, - к чему суд обязал УФМС, - отнюдь не предполагает, как ошибочно считает указанный орган в своей жалобе, обязательное удовлетворение соответствующего заявления. Заявление о приеме в гражданство РФ может быть и отклонено УФМС, если к тому имеются законные основания (статья 16 Закона о гражданстве). Принимая решение по настоящему делу, суд действовал в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 40 Закона о гражданстве и Главой 25 ГПК РФ, поэтому доводы жалобы о том, что суд фактически подменил собой органы, ведающие делами о гражданстве, несостоятельны. Обжалуемое решение является законным, и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Определила : Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России (...) – без удовлетворения. Председательствующий : Судьи :