Судья Ерченко Л.Ю. Дело № 33 - 4228 27 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршуновой Л.А., судей Пудова А.В. и Винеля А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Корявчикова Ю.А. и представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (...) Сагалаевой И.С. дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (...) на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 11 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Корявчикова Ю.А. и представителя ответчика Сагалаевой И.С., судебная коллегия Установила : Корявчиков Ю.А. обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (...) о присуждении пенсии по правилам подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаемой мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также – специальный стаж), считая незаконным и необоснованным решение ответчика № ... от 15.06.2011 г. об отказе в установлении пенсии, которым в его специальный стаж не был включен период прохождения службы в должности пожарного Федерального государственного учреждения «Пожарная часть № ...» (ФГУ ПЧ-...) Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (...) (ГУ ГО ЧС (...)) с 01.07.2004 г. по 31.12.2005 г. Управление Пенсионного фонда РФ (...) иск не признало. Его представитель Петрова И.П. пояснила, что в оспариваемый период подразделение, в котором служил Корявчиков Ю.А., относилось к противопожарной службе субъекта РФ – (...) области, тогда как в специальный стаж засчитывается только время службы в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Без включения указанного периода специальный стаж истца на дату обращения за пенсией составлял 23 года 6 мес. 01 дн., что недостаточно для назначения требуемой пенсии. Обжалуемым решением исковые требования Корявчикова Ю.А. удовлетворены. В рассматриваемой кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в (...) просит отменить решение, полагая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным. В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 (ред. от 26.05.2009) был утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 2 Постановления, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. На основании Указа Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в его Определении от 05.02.2009 № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ. Из дела видно, что Корявчиков Ю.А. 23.05.1986 г. был принят в ПЧ-.... гор. (...), где занимал должности пожарного, старшего пожарного, начальника караула, командира отделения. Вышеупомянутым решением № ... от 15.06.2011 г. Управления Пенсионного фонда РФ (...) в специальный стаж истца засчитаны периоды с 23.05.1986 г. по 30.06.2004 г. и с 01.01.2006 г. по 23.05.2011 г. (по день обращения за пенсией), т.е. всего 23 года 06 мес. 01 дн. Во включении периода с 01.07.2004 г. по 31.12.2005 г. (в должности пожарного) отказано. Основанием послужило то, что Распоряжением Администрации (...) от 08.06.2004 № 485-р Главное управление противопожарной службы МЧС России (...) (которому подчинялась ПЧ-...) было реорганизовано путем присоединения к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (...) области, которое в свою очередь утвердило Положение о Федеральном государственном учреждении – пожарной части № ... ГУ ГО ЧС (...), и в соответствии с этим Положением ГУ ГО ЧС являлось самостоятельным подразделением при Администрации (...) области, но осуществляло свою деятельность как под руководством МЧС России, так и под руководством Главы Администрации области – начальника гражданской обороны области, и, кроме того, финансирование Отряда государственной противопожарной службы (в который входила ПЧ -...) велось за счет средств бюджета области и межбюджетных трансфертов, а не из федерального бюджета. Удовлетворяя требования Корявчикова Ю.А. и обязывая засчитать период с 01.07.2004 г. по 31.12.2005 г., суд указал, что истец работал и продолжает работать в одном и том же подразделении противопожарной службы – ПЧ-..., его трудовая функция, несмотря на переименование и переподчинение подразделения, не менялась, работавшим с ним свидетелям (...) данный период включен в специальный стаж Соглашаясь в целом с решением суда первой инстанции и отвергая доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующих обстоятельств. Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01.10.2001 г. центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом. Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ. Лишь после внесения в указанную статью Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ изменений, которые вступили в силу с 01.01.2005 г., Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ. В оспариваемый период (с 01.07.2004 г. по 31.12.2005 г.) ПЧ-21 имела статус федерального государственного учреждения и находилась в подчинении МЧС России, т.е. входила в состав Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Должность «старший пожарный», которую истец занимал в указанный период, предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 (ред. от 26.05.2009). При таком положении суд обоснованно обязал ответчика назначить Корявчикову Ю.А. пенсию с даты обращения за ней - 23 мая 2011 года. Правильное по существу решение не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям (ч. 2 ст. 362 ГПК РФ). Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия Определила : Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 11 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (...) – без удовлетворения. Председательствующий : Судьи :