27 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршуновой Л.А., судей Пудова А.В. и Винеля А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя истца Балабаевой Е.С. и представителя ответчика - Управления МВД РФ (...) Орлова В.С. дело по кассационной жалобе Управления МВД РФ (...) на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 15 ноября 2011 года. Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя истца Балабаевой Е.С. и представителя ответчика Орлова В.С., судебная коллегия Установила : Жариков А.А. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с требованием Управлению МВД РФ (...) о признании падчерицы (дочери жены) О.Н. членом своей семьи и включении в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050. В обоснование заявленных требований сослался на то, что 9 марта 2011 года был уволен из органов внутренних дел (ОВД (...)) по достижении предельного возраста пребывания на службе, имеет выслугу 25 лет, с 2009 года состоит с семьей, в том числе и падчерица О.Н., на учете нуждающихся в получении жилых помещений. В соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, могут принимать участие в Подпрограмме. Тем не менее, УВД (...), куда он неоднократно обращался по вопросу включения в состав участников Подпрограммы, в этом ему отказывает. Управление МВД РФ (...) заявленные требования не признало. Его представитель Харламенкова Е.М. пояснила, что право на получение государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» имеют только те граждане, которые обратились с соответствующим заявлением в период прохождения ими службы в органах внутренних дел. Заявление Жарикова А.А. о включении в списки участников подпрограммы поступило в Управление МВД РФ (...) 16.03.2011 г., т.е. после его увольнения из органов внутренних дел. Обжалуемым решением требования Жарикова А.А. были удовлетворены частично. Суд обязал Управление МВД РФ (...) включить Жарикова А.А. с составом семьи 4 человека (он, жена, их общий ребенок А., и дочь жены О.Н.) в состав участников подпрограммы в хронологической последовательности постановки его на учет нуждающегося в жилом помещении – 21.12.2010 г. В удовлетворении остальных требований отказано. В рассматриваемой кассационной жалобе Управление МВД РФ (...) просит отменить решение, полагая, что установленные судом обстоятельства обращения Жарикова А.А. в период прохождения им службы в органах внутренних дел с заявлением о включении списки участников подпрограммы не доказаны. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее также - Правила). Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в частности: - сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; - граждане, уволенные с военной службы (службы) службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе государственной власти. Частично удовлетворяя заявленные требования и обязывая Управление МВД РФ (...) включить Жарикова А.А. с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы в хронологической последовательности постановки его на учет нуждающегося в жилом помещении – 21.12.2010 г., суд сослался на показания свидетелей (...)., которые утверждали, что Жариков А.А. еще до увольнения со службы в органах внутренних дел, в частности 21.12.2010 г., обращался в УВД (...) по вопросу включения его в состав участников подпрограммы, однако в этом ему в устной форме было отказано. Между тем, как следует из показаний (...)., его разговор с Жариковым А.А., - в котором тот якобы рассказывал, что обращался в ОВД по вопросу получения государственного жилищного сертификата, но ему в этом было отказано, - состоялся, когда уже заявитель не работал в ОВД (...) (л.д. 58), т.е. был уволен со службы в органах внутренних дел. Что касается свидетелей (...)., то они вообще не указали (и суд не выяснял) источник своей осведомленности (ч. 1 ст. 69 ГПК РФ), а именно, откуда им известно, что «Жариков А.А. в декабре 2010 года обращался в ОВД (...), но ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы» (л.д. 47). К тому же, (...) является братом жены истца, а (...). – племянником истца, что не исключает их заинтересованности в деле. В силу пункта 19 Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1 (1) с приложением ряда документов (справку о продолжительности выслуги, выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета, выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и т.п.). Таким образом, право на участие в подпрограмме закон связывает не с самим фактом обращения «по вопросу о включении в состав участников подпрограммы», а с подачей соответствующих документов. Поэтому суду следовало выяснить, имелись ли у Жарикова А.А. документы, необходимые для участия в подпрограмме, обращался ли он (до дня его увольнения из органов внутренних дел), когда и к кому именно с этими документами, по каким причинам ему отказано (если отказ имел место) в принятии документов, дать оценку причинам отказа и т.п. Поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, и неправильно применены нормы материального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене. Допущенные нарушения по своему характеру не могут быть устранены судом кассационной инстанции, в связи с чем дело необходимо направить в суд первой инстанции, который при новом рассмотрении обязан учесть изложенное. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия Определила : Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 15 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. Председательствующий : Судьи :