Дело № 22-771 Судья Симшин Д.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по уголовным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующей Изотьевой Л.С.,
судей Рогова В.В., Чаплыгиной Т.А.,
при секретаре Коловатовой О.М.,
с участием прокурора Нефедова Ю.М.,
осужденного Лихачева В.П.,
защитника Шестернева Ю.В., представившего удостоверение № 1983 и ордер № 1362 от 15.03.2011г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Лихачева В.П., кассационное представление (основное и дополнительное) государственного обвинителя на приговор Саратовского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2010 года, по которому
Лихачев В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по адресу: <адрес>, проживающий по адресу: Саратовская область, р.п. Лысые Горы, ул. Лесная, д. 26, судимый: 1) 11.03.2008г. мировым судьей судебного участка № 1 Лысогорского района Саратовской области по ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 2500 рублей, освобожденный 21.05.2010г. по постановлению Красноармейского городского суда Саратовской области от 14.05.2010г. условно-досрочно на 1 год 11 месяцев,
осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 8 месяцев без дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
В соответствии с п. «в» ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору Калининского районного суда Саратовской области от 28 октября 2008 года.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, без дополнительного наказания в виде ограничения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Рогова В.В., объяснения осужденного Лихачева В.П. в режиме видеоконференцсвязи, адвоката Шестернева Ю.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Нефедова Ю.М., полагавшего приговор подлежащим изменению по доводам дополнительного кассационного представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лихачев В.П. признан виновным в мошенничестве, то есть хищении чужого имущества путем злоупотребления доверием, с причинением значительного ущерба гражданину, совершенном в период с 14 по 22 сентября 2010 года в <адрес> в отношении индивидуального предпринимателя М.Н., на сумму 74058 рублей 31 копейка, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Лихачев В.П., не оспаривая вывод суда о его виновности в инкриминируемом деянии, считает приговор несправедливым вследствие чрезмерной суровости. В доводах указывает, что в отношении него судом установлены смягчающие наказание обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 68 УК РФ и снизить срок наказания.
В кассационном представлении поставлен вопрос об отмене приговора ввиду его мягкости и нарушения требований ст. 307 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 УК РФ, поскольку ущерб в сумме 74058 рублей из расчета получаемой индивидуальным предпринимателем прибыли не является значительным, кроме того, с учетом изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 07.03.2011г. № 26-ФЗ, считает необходимо исключить при назначении наказания применение ст.ст. 70, 79 УК РФ, поскольку их применение судом не мотивировано в приговоре.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства в соответствии с требованиями главы 40 УПК РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона, ставящих под сомнение законность и обоснованность приговора, допущено не было.
При выполнении требований ст. 217 УПК РФ Лихачев В.П. в присутствии адвоката заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства.
В судебном заседании осужденный поддержал свое ходатайство. При этом суд в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 314 УПК РФ удостоверился, что предъявленное обвинение Лихачеву В.П. понятно, и он полностью согласен с ним, ходатайство заявлено им добровольно, после консультации с защитником, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Поскольку суд пришел к выводу, что обвинение обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по делу, он постановил в отношении Лихачева В.П. обвинительный приговор.
Вместе с тем, доводы дополнительного кассационного представления о необходимости изменения приговора заслуживают внимания.
Квалифицируя действия Лихачева В.П. по ч. 2 ст. 159 УК РФ суд не учел, что потерпевшая М.Н. имеет статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
По смыслу закона хищение в форме кражи, мошенничества, присвоения и растраты может квалифицироваться по признаку причинения значительного ущерба гражданину в тех случаях, когда предметом хищения является имущество, находящееся в собственности или владении граждан, за исключением имущества физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и используемого ими в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Как следует из приговора, Лихачев В.П. похитил топливо, поставляемое М.Н., как индивидуальному предпринимателю, по договору поставки с индивидуальным предпринимателем Ж.М., то есть похитил имущество, используемое М.Н. в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Установление указанного обстоятельства не требовало исследования собранных по делу доказательств, фактические обстоятельства при этом не изменяются, поэтому суду при постановлении приговора следовало исключить указанный квалифицирующий признак и переквалифицировать действия Лихачева В.П. на ч. 1 ст. 159 УК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить приговор: исключить указание об осуждении Лихачева В.П. по квалифицирующему признаку «с причинением значительного ущерба гражданину», в связи с этим переквалифицировать действия Лихачева В.П. с ч. 1 ст. 159 УК РФ.
Федеральным законом от 07.03.2011г. № 26-ФЗ, вступившим в силу с 11 марта 2011 года, наказание по ч. 1 ст. 159 УК РФ смягчено.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Учитывая изложенное, новый уголовный закон имеет обратную силу, и действия Лихачева В.П. подлежат переквалификации на ст. 60 УК РФ, всех установленных по делу смягчающих, отягчающего и иных обстоятельств, а также данных, характеризующих личность осужденного.
Оснований для применения ч. 3 ст. 68 УК РФ, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Довод дополнительного кассационного представления об изменении приговора в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 07.03.2011г. № 26-ФЗ, обоснован.
Лихачев В.П. осужден за умышленное преступление средней тяжести. В соответствии с ст. 70 УК РФ.
В соответствии с новой редакцией п. «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ, если в течение оставшейся не отбытой части наказания осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом.
Таким образом, новый уголовный закон улучшает положение осужденного, и в силу ч. 1 ст. 10 УК РФ имеет обратную силу.
Учитывая, что в приговоре не указаны основания, по которым суд пришел к выводу о необходимости отмены условно-досрочного освобождения по приговору от 28 октября 2008 года, данное указание и указание о назначении наказания по совокупности приговоров по правилам ст. 70 УК РФ из приговора следует исключить.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Приговор Саратовского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2010 года в отношении Лихачева В.П. изменить:
переквалифицировать действия Лихачева В.П. с ч. 1 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011г. № 26-ФЗ), по которой назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 3 (три) месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
исключить из приговора указание об отмене Лихачеву В.П. в соответствии с ст. 70 УК РФ.
Считать Лихачева В.П. осужденным по приговору Саратовского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2010 года по ч. 1 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011г. № 26-ФЗ) к 1 году 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части данный приговор оставить без изменения.
Председательствующая
Судьи