22-1011/2011 от 12 04 2011



Судья: Разин В.П. Дело № 22-1011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по уголовным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Морхова С.И.

судей Ворогушиной Н.А., Матюшенко О.Б.

при секретаре Опарине А.В.

с участием:

прокурора Фоминой Н.И.

осужденной Капаевой О.Ю.

защитника Дубатовка О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденной Капаевой О.Ю., кассационное представление государственного обвинителя Шевченко А.Г. на приговор Балаковского районного суда Саратовской области от 9 февраля 2011 года, которым

Капаева О.Ю., судимостей не имеющая,-

осуждена по ч. 3 ст.30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, по ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно определено к отбытию 5 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Тем же приговором осужден также Гарев Е.Ю. по ч. 1 ст. 228, ч.1 ст. 228 УК РФ, приговор в отношении которого не обжаловался.

Заслушав доклад судьи Ворогушиной Н.А., выступление прокурора Фоминой Н.И., поддержавшей доводы кассационного представления об изменении приговора, осужденной Капаевой О.Ю. и ее защитника Дубатовка О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Капаева О.Ю. признана виновной в том, что 20 ноября 2010 года покушалась на незаконный сбыт Д. наркотического средства – дезоморфина в крупном размере, а 26 ноября 2010 года незаконно изготовила и хранила без цели сбыта наркотическое средство – дезоморфин в крупном размере.

Преступления совершены в г. Балаково Саратовской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Капаева О.Ю. вину по покушению на незаконный сбыт наркотика не признала, пояснив, что она лишь приобрела ингредиенты для наркотического средства, впоследствии передав их Гареву Е.Ю. для изготовления дезоморфина по просьбе Д. По факту незаконного изготовления и хранения наркотика вину признала полностью.

В кассационном представлении государственный обвинитель Шевченко А.Г. просит приговор изменить, действия Капаевой О.Ю. по эпизоду покушения на незаконный сбыт дезоморфина от 20 ноября 2010 года переквалифицировать на ч.5 ст. 33, ч.1 ст. 228 УК РФ, как пособничество в изготовлении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере. В доводах указывает, что доказательств умысла Капаевой О.Ю. на сбыт наркотика суду не представлено.

В кассационной жалобе осужденная Капаева О.Ю. не соглашается с квалификацией ее действий по ч.3 ст. 30, п. «б» ч.2 ст. 228.1 УК РФ, указывает, что не сбывала наркотическое средство, а лишь оказывала содействие в его изготовлении. Просит приговор изменить, переквалифицировать ее действия и назначить наказание условно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не допущено.

Вывод суда о виновности Капаевой О.Ю. в совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств основан на проверенных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.

Так, виновность Капаевой О.Ю. подтверждается ее показаниями о том, что 20 ноября 2010 года на просьбу Д. об изготовлении для нее дезоморфина, она ответила согласием и купила на деньги последней в аптеке лекарственные препараты, которые передала Гареву Е.Ю., изготовившему в тот же день наркотик, который она передала Д. 26 ноября 2010 года она также по просьбе последней и на ее деньги купила лекарственные препараты в аптеке, используя которые, вместе с Гаревым Е.Ю. изготовила дезоморфин и передала его Д.;

- показаниями подсудимого Гарева Е.Ю. о том, что 20 и 26 ноября 2010 года он изготовил дезоморфин из лекарственных препаратов, принесенных Капаевой О.Ю. из аптеки и пояснившей о том, что они приобретены на деньги Д.;

- показаниями свидетеля Д. о том, что 20 и 26 ноября 2010 года она под контролем правоохранительных органов обратилась к Капаевой О.Ю., которая со своим сожителем изготавливала наркотическое средство – дезоморфин, с просьбой об изготовлении и передаче ей наркотика. Последняя согласилась и вместе с ней купила в аптеке необходимые для изготовления наркотика лекарственные препараты. Впоследствии она забирала у Капаевой О.Ю. изготовленный наркотик, который выдавала сотрудникам милиции;

- показаниями свидетелей Ф., М., Н. – сотрудников милиции о производстве «проверочных закупок» наркотических средств 20 и 26 ноября 2010 года, о задержании 26 ноября 2010 года Капаевой О.Ю. и Гарева Е.Ю.;

- показаниями свидетеля К. – сотрудника милиции о производстве 20 и 26 ноября 2010 года досмотра Д., которой были выданы шприцы с раствором, являющимся согласно заключению химической экспертизы наркотическим средством – дезоморфином, массой 0,553 грамма и 0,672 грамма;

- актами выдачи Д. наркотических средств от 20 и 26 ноября 2010 года;

- другими доказательствами, приведенными в приговоре.

В соответствии со ст. 88 УПК РФ суд первой инстанции оценил как каждое доказательство в отдельности, так и все доказательства в совокупности, правильно признав их допустимыми и полученными с соблюдением норм уголовно-процессуального закона.

Показания свидетелей соответствуют протоколу судебного заседания, подробно проанализированы судом и обоснованно положены в основу приговора. Оценка этих показаний судом дана полная и правильная, и осужденной не оспаривается.

Судом обоснованно установлено, что Капаева О.Ю. совершила незаконный оборот наркотических средств.

Вместе с тем, доводы кассационного представления и кассационной жалобы относительно квалификации действий Капаевой О.Ю. судебная коллегия находит заслуживающими внимания.

Суд установил, что в действиях Гарева Е.Ю., изготовившего 20 и 26 ноября 2010 года дезоморфин из лекарственных препаратов, переданных ему Капаевой О.Ю., отсутствуют признаки его незаконного сбыта, поскольку наркотик он изготовил по просьбе потребителя и из его средств.

Однако, действия Капаевой О.Ю., которая исходя из доказательств по делу и предъявленного обвинения, фактически оказала помощь Д. в изготовлении для нее дезоморфина, суд квалифицировал, как покушение на незаконный сбыт наркотического средства в крупном размере.

Как следует из показаний Капаевой О.Ю., Гарева Е.Ю., а также показаний свидетеля Д. и фактически установлено судом в приговоре, последняя привлекла Капаеву О.Ю. для изготовления ей наркотических средств для личного употребления. Об этом свидетельствует то, что Капаева О.Ю. не имела наркотических средств, которые могла бы продать Д. при встрече. Однако, по просьбе Д., вместе с ней и за ее же деньги она приобрела в аптеке лекарственные препараты, необходимые для изготовления дезоморфина, которые передала Гареву Е.Ю., а затем изготовленный им наркотик отдала покупателю этого наркотика – Д.

Таким образом, установлено, что купленный Д. дезоморфин принадлежал ей, и наркотик она не приобретала в том смысле, который заложен законодателем в это понятие, а брала его как владелец.

Умыслом Капаевой О.Ю. как 20 ноября 2010 года, так и 26 ноября 2010 года охватывалось оказание покупателю Д. помощи в изготовлении дезоморфина, а не его сбыт (распространение).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым действия Капаевой О.Ю. по факту покушения на незаконный сбыт наркотического средства – дезоморфина, массой 0,553 грамма от 20 ноября 2010 года переквалифицировать с ч.3 ст. 30, п. «б» ч.2 ст. 228.1 УК РФ на ч.5 ст. 33, ч.1 ст.228 УК РФ, как пособничество в незаконном изготовлении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

По факту незаконного изготовления и хранения наркотического средства – дезоморфина, массой 0,672 грамм от 26 ноября 2010 года действиям Капаевой О.Ю. судом дана верная юридическая оценка по ч.1 ст. 228 УК РФ.

При определении наказания Капаевой Л.Ю. с учетом переквалификации ее действий судебная коллегия принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства, характеризующие ее личность и смягчающие наказание.

Оснований для применения к Капаевой О.Ю. ст. 73 УК РФ судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 58 УК РФ наказание в виде лишения свободы Капаевой О.Ю. подлежит отбытию в колонии-поселении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Балаковского районного суда Саратовской области от 9 февраля 2011 года в отношении Капаевой О.Ю. изменить:

- переквалифицировать действия Капаевой О.Ю. по эпизоду покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере от 20 ноября 2010 года с ч.3 ст. 30, п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ на ч.5 ст. 33, ч.1 ст. 228 УК РФ, по которой назначить ей наказание в виде 1 года лишения свободы.

На основании ч.1 ст. 228 УК РФ по эпизоду незаконного изготовления и хранения без цели сбыта наркотического средства в крупном размере от 26 ноября 2010 года окончательно определить Капаевой О.Ю. наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии - поселении.

В остальном этот приговор оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Согласовано

судья Ворогушина Н.А.