П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации29 июня 2010 года г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Егорова А.В.,
присяжных заседателей,
при секретаре Ермакове А.А.,
с участием:
государственного обвинителя прокурора 1 отдела
прокуратуры Саратовской области Лохова Э.А.,
подсудимых Котова Д.А. и Егорова П.П.,
защитников - адвокатов
Горохова Ю.О., представившего удостоверение №2031 и ордер №367,
Мешкова И.П., представившего удостоверение №970 и ордер №154,
а также потерпевших М.О.С., Б.И.Г. и С.А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Котова Д.А., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч.2 ст. 158, п. «в» ч.4 ст. 162, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ,
Егорова П.П., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч.2 ст. 158, п. «в» ч.4 ст. 162, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей подсудимые Котов и Егоров признаны виновными в том, что 15 февраля 2010г. около 00 часов 45 минут в районе магазина ООО Котов предложил и договорился с Егоровым о завладении спиртными напитками, сигаретами и продуктами питания из вышеуказанного магазина. Ими были распределены роли, в соответствии с которыми в целях обесточивания сигнализации магазина ООО Егоров руками оборвал электрический провод, протянутый от столба линии электропередач к указанному магазину.
После этого Котов ногой разбил стекло третьего по счету окна от входной двери магазина и через проем в металлических прутьях решетки окна проник в данный магазин, где в два полиэтиленовых пакета, стоимостью по 5 рублей, каждый сложил: 1 бутылку водки «Финка», емкостью 1л. стоимостью 208 рублей, 3 бутылки водки «Исток», емкостью 0,5л., стоимостью 118 рублей каждая, на сумму 354 рубля, 2 бутылки водки «Журавли», емкостью 0,5л., стоимостью 187 рублей каждая, на сумму 374 рубля, 3 бутылки шампанского «Российское», емкостью 0,75л., стоимостью 113 рублей каждая, на сумму 339 рублей, 40 пачек сигарет «Ява золотая», стоимостью 20 рублей за пачку, на сумму 800 рублей, колбасу «Любительская», весом 1,66 кг., стоимостью 273 рубля 90 копеек, колбасу «Докторская», весом 1,352кг, стоимостью 214 рублей 97 копеек, 2 газовые зажигалки, стоимостью 64 рубля, на сумму 128 рублей, 4 пачки сигарет «Кент», стоимостью 41 рубль 10 копеек каждая, на сумму 164 рубля 40 копеек, мандарины, весом 1,2кг., стоимостью 60 рублей, 2 банки пива «Балтика №7», стоимостью 33 рубля каждая, на сумму 66 рублей, 1 банку тушеной свинины, стоимостью 42 рубля, а всего на общую сумму 3034 рубля 27 копеек, которые через проем в металлических прутьях решетки окна передал Егорову, следившему возле магазина на улице за обстановкой в целях предупреждения об опасности.
После этого Котов и Егоров с указанными товарно-материальными ценностями скрылись, распорядившись ими впоследствии по своему усмотрению.
Обсудив последствия вердикта коллегии присяжных заседателей, суд квалифицирует указанные действия Котова и Егорова по п. «а,б» ч.2 ст. 158 УК РФ как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение.
О предварительном сговоре подсудимых на совершение кражи свидетельствует договоренность, состоявшаяся между ними до начала действий, непосредственно направленных на завладение чужим имуществом, а также распределение ролей в соответствии с которыми, в то время, когда Егоров оставался на улице для наблюдения за окружающей обстановкой и приема похищенного, Котов незаконно проник в помещение магазина в нерабочее время. Действуя совместно и согласованно, подсудимые завладели товарно-материальными ценностями из магазина ООО, причинив его владельцу ущерб на сумму 3034 рубля 42 коп. Похищенным распорядились по своему усмотрению.
Кроме того, вердиктом коллегии присяжных заседателей Котов и Егоров признаны виновными в том, что 25 февраля 2010г. около 18 часов в д. договорились о нападении на оператора автоматической газозаправочной станции (АГЗС), расположенной на км. трассы и приняли решение об использовании металлической кувалды.
После того, как 25 февраля 2010г. примерно в 19 часов 10 минут Егоров постучал в дверь операторской АГЗС и ему открыл М., Егоров нанес ему не менее 1 удара рукой по лицу и не менее 1 удара в область груди, затем в помещении операторской АЗГС Егоров вновь нанес М. не менее 1 удара рукой по лицу, после чего М. выбежал на территорию АГЗС, где Котов повалил его на землю.
В то время, когда Егоров удерживал лежащего на земле М., Котов нанес последнему рабочей частью металлической кувалды не менее 2 ударов в затылочную часть головы, после чего передал кувалду Егорову, который также нанес М. рабочей частью кувалды не менее 2 ударов в затылочную часть головы, затем Котов и Егоров перенесли М. и перебросили через ограду территории АГЗС, где примерно в 15 метрах от ограды Егоров нанес М. рабочей частью кувалды еще не менее двух ударов в область головы.
В результате указанных согласованных действий Котова и Егорова М. были причинены: ссадины в правой лобной области, ссадина и кровоподтек в левой лобной области, ссадина в области переносицы, кровоподтек в области внутреннего края правой глазницы, ссадины на левой щеке, кровоизлияние в слизистой верхней губы, кровоподтек в области правой ушной раковины, ушибленная рана в области правой ушной раковины с повреждением хряща ее и рваная рана кожи позади правой ушной раковины, 3 ушибленные раны кожи и мягких тканей в теменно-затылочной области, ушибленная рана кожи и мягких тканей в затылочной области справа, ушибленная рана кожи и мягких тканей в левой теменно-височной области, многооскольчатый перелом костей свода черепа в теменно-затылочной области с вдавлением костных фрагментов в полость черепа, с переходом трещин на основание черепа, многооскольчатый перелом костей свода черепа в правой височной области, с переходом трещин на основание черепа, перелом костей в левой височной области с переходом на основание черепа; следы крови под твердую мозговой оболочкой, обширные кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку, ушибы вещества головного мозга, отек вещества головного мозга, от чего М.И.А. скончался на месте; а также причинены в области туловища: кровоподтек на передне-боковой поверхности грудной клетки справа (над реберной дугой), кровоподтек в области передне-боковой поверхности таза справа; в области конечностей: кровоподтек на тыле левой и правой кисти, ссадины на передней поверхности левой голени и в области левого коленного сустава.
После этого Котов при помощи кухонного ножа, найденного в помещении операторской, вскрыл ящик кассового аппарата, откуда взял деньги в сумме 7336 рублей 12 копеек, принадлежащие собственнику АГЗС Б., а Егоров завладел сотовым телефоном марки «Siemens» (Сименс) модели «М 65», стоимостью 350 рублей, принадлежащим М.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей признано доказанным, что подсудимые Котов и Егоров совершили действия, связанные с причинением телесных повреждений М.И.А. с целью завладения его сотовым телефоном и деньгами из кассового аппарата АГЗС Б.И.Г.
Обсудив последствия вердикта коллегии присяжных заседателей, суд квалифицирует действия Котова и Егорова по нападению на М.И.А. по п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в помещение, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Действия подсудимых по лишению жизни М.И.А. суд квалифицирует по п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ как убийство, тот есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц, сопряженное с разбоем.
Котов и Егоров вступили в предварительный сговор на совершение разбойного нападения на оператора АГЗС в целях завладения деньгами автозаправочной станции и другого имущества, о чем свидетельствует договоренность, состоявшаяся между ними до начала нападения, предварительное распределение ролей, а также действия по подготовке кувалды, используемой подсудимыми в качестве оружия для подавления сопротивления потерпевшего, а в последствии и для лишения его жизни.
В процессе нападения подсудимые применили к потерпевшему насилие, квалифицируемое судом как опасное для жизни и здоровья и причинили ему тяжкий вред здоровью.
Взаимосвязанные, отличающиеся высокой степенью согласованности действия подсудимых, направленные на лишение жизни потерпевшего, оказание непосредственной помощи друг другу в достижении общего для обоих преступного результата (в причинении смерти потерпевшему), а также последующие совместные действия по сокрытию трупа, предметов преступления и распоряжению похищенным, приводят суд к убеждению в том, что они являлись соисполнителями разбойного нападения на М.И.А. и его убийства.
Нанося М.И.А. поочередно удары рабочей частью массивной металлической кувалды преимущественно в затылочную область головы (то есть в место расположения жизненно важных органов человека), подсудимые сознавали общественную опасность своих действий, предвидели наступление общественно опасных последствий в виде смерти потерпевшего и желали их наступления, то есть действовали с прямым умыслом на убийство.
В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы смерть М.И.А. наступила от комплекса телесных повреждений в виде открытой тупой травмы головы с переломом костей свода и основания черепа с кровоизлияниями под оболочки мозга, с ушибом вещества головного мозга тяжелой степени, сопровождавшейся отеком вещества головного мозга тяжелой степени и массивной кровопотерей, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Психическое состояние подсудимых судом проверено. В соответствии с заключениями судебно-психиатрических экспертиз Котов Д.А. и Егоров П.П. психозом или слабоумием не страдали и не страдают, способны в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Во время совершения преступления подсудимые не находились в состоянии какого-либо временного болезненного психотического расстройства психической деятельности, были в состоянии простого алкогольного опьянения и могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.
Выводы экспертов аргументированы, основаны на тщательном изучении личностей подсудимых и обстоятельств дела и поэтому в своей достоверности сомнений не вызывают. В этой связи суд признает их вменяемыми, подлежащими уголовной ответственности и наказанию.
При назначении наказания подсудимым суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельства, влияющие на наказание, данные о личностях, влияние наказания на их исправление и условия жизни их семей, а также достижение таких целей наказания как восстановление социальной справедливости и предотвращение совершения новых преступлений.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Егорова, суд не усматривает.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Егорова и Котова, суд признает у виновных, активное способствование ими раскрытию и расследованию преступлений, явки с повинной Егорова, явку с повинной Котова в отношении кражи из магазина, в связи с чем назначает наказание Егорову по п.п. «а,б» ч.2 ст. 158 и ч.1 ст. 62 УК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 68 УК РФ.
оба подсудимых, в целом, характеризуются посредственно.
На основании ст. 70 УК РФ.
Потерпевшей М.О.С. заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимых 100000 рублей в счет возмещения расходов на погребение сына, а также 2000000 рублей компенсации морального вреда.
Потерпевшим Б.И.С. заявлен иск о взыскании 7366 рублей 12 копеек, похищенных из кассы АГЗС и 8670 рублей на восстановление поврежденного в ходе разбойного нападения оборудования АГЗС; Потерпевший С.А.Н. просил взыскать 3034 рубля 27 копеек в счет возмещения похищенных товарно-материальных ценностей из магазина ООО, а также 2439 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного магазину в процессе хищения.
Исковые требования потерпевшего Б.И.С., а также С.А.Н. в части возмещения ущерба, причиненного хищением товарно-материальных ценностей из магазина ООО на сумму 3034 рубля 27 копеек подтверждены соответствующими доказательствами, поэтому подлежат удовлетворению на основании ст. 1064 ГК РФ.
В то же время в связи с невозможностью производства подробных расчетов в связи с отсутствием достаточных доказательств в подтверждение иска о взыскании 2439 рублей, связанных с восстановлением витринного стекла и решетки магазина, суд признает за С.А.Н. право на удовлетворение указанного иска и передает вопрос о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что М.О.С. не представлено доказательств о причинении ей материального ущерба, причиненного в связи с погребением сына на сумму свыше 22500 рублей, суд удовлетворяет эти исковые требования в указанном размере в соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ.
С учетом материального положения подсудимых, характера причиненных ими физических и нравственных страданий, роли каждого из них и степени вины, а также требований разумности и справедливости, суд в соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ взыскивает компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей. В остальной части суд в удовлетворении иска М.О.С. отказывает за необоснованностью.
Разрешая вопрос о порядке компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положением ч. 1 ст. 1080 ГК РФ об ответственности лиц за совместно причиненный вред, а также в целях эффективности взыскания, считает необходимым применить в отношении подсудимых солидарный порядок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 343, 348, 350, 351, УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Егорова П.П. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч.2 ст. 158, п. «в» ч.4 ст. 162, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание:
-по п.п. «а,б» ч.2 ст. 158 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 3 года;
-по п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 10 лет;
-по п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 15 лет с ограничением свободы сроком на 1 год, в течение которого обязать Егорова П.П. не выезжать за пределы территории и не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный государственный орган для регистрации 2 раза в месяц.
В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний определить Егорову П.П. по совокупности преступлений 18 (восемнадцать) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год, в течение которого обязать Егорова П.П. не выезжать за пределы территории и не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный государственный орган для регистрации 2 раза в месяц.
Котова Д.А. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч.2 ст. 158, п. «в» ч.4 ст. 162, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание:
-по п.п. «а,б» ч.2 ст. 158 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев;
-по п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев;
-по п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 15 лет с ограничением свободы сроком на 2 года, в течение которого обязать Котова Д.А. не выезжать за пределы территории и не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный государственный орган для регистрации 2 раза в месяц.
В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний определить Котову Д.А. по совокупности преступлений 19 лет лишения свободы с ограничением свободы сроком на 2 года, в течение которого обязать Котова Д.А. не выезжать за пределы территории и не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный государственный орган для регистрации 2 раза в месяц.
На основании ч.5 ст. 74 УК РФ
В соответствии со ст. 70 УК РФ окончательно определить Котову Д.А. 19 (девятнадцать) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 года, в течение которого обязать Котова Д.А. не выезжать за пределы территории и не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный специализированный государственный орган для регистрации 2 раза в месяц.
Срок наказания Котову Д.А. и Егорову П.П. исчислять с 26 февраля 2010 года со дня их задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.
Меру пресечения Котову Д.А. и Егорову П.П. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - заключение под стражу.
Взыскать с Котова Д.А. и Егорова П.П. солидарно в пользу Б.И.Г. в счет возмещения материального ущерба 16006 (шестнадцать тысяч шесть) рублей 12 копеек.
Взыскать с Котова Д.А. и Егорова П.П. солидарно в пользу С.А.Н. в счет возмещения материального ущерба 3034 (три тысячи тридцать четыре) рубля 27 копеек.
Признать за С.А.Н. право на удовлетворение гражданского иска о возмещении имущественного ущерба, причиненного проникновением в магазин, передав вопрос о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Взыскать с Котова Д.А. и Егорова П.П. солидарно в пользу М.О.С. в счет возмещения: материального ущерба 22500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей; в счет компенсации морального вреда - 1000000 (один миллион) рублей, а остальной части в иске отказать за необоснованностью.
Вещественные доказательства: 2 компакт-диска формата «DVD» с записью следственных действий с участием Котова и Егорова хранить при деле; сотовый телефон «Сменс М65» передать М.О.С.; деньги в общей сумме 3360 рублей, изъятые у Котова, Егорова и В. передать в счет удовлетворения иска Б.И.Г., пару шерстяных перчаток, фискальный чек, шапку черного цвета, нож, куртку черно-красного цвета, куртку красного цвета, пневматический пистолет «ИЖ-40», металлическую кувалду, кожаную куртку черного цвета, кожаные ботинки черного цвета, спортивные трико, резинку, трикотажную куртку черного цвета, джинсы черного цвета, ботинки черного цвета, дубленку коричневого цвета, ботинки черного цвета, штаны от комбинезона, толстовку, носки, футболку, трусы – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденными в тот же срок со дня вручения копии приговора, через Саратовский областной суд. В течение 10 суток со дня вручения копии приговора осужденные вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем они должны указать в своей кассационной жалобе, и в тот же срок со дня вручения кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих их интересы, осужденные вправе подать свои возражения в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий