2-19/2010 от 12.07.2010



ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

«12» июля 2010 года г.Вольск Саратовской области

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стасенкова В.Н.,

при секретаре Красновой Т.А.,

с участием государственного обвинителя - прокурора 1 отдела прокуратуры Саратовской области Бабичева Г.А.,

подсудимого Бондаря М.В.,

его защитника Кудрявцева А.А., представившего удостоверение № и ордер №,

потерпевшего А.А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Бондаря М.В., , ранее судимого:

- 01.07.1998 года Вольским городским судом Саратовской области по п.п. «а, в» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год;

- 28.12.1999 года Вольским городским судом Саратовской области по п.п. «а, б, в, д» ч.2 ст.131, п.п. «а, в, д» ст.70 УК РФ к 8 годам лишения свободы; освобожденного 10.08.2007 года по отбытию наказания;

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «з» ч.2 ст.105, п.«в» ч.4 ст.162 УК РФ,

установил:

Подсудимый Бондарь М.В. совершил разбойное нападение с незаконным проникновением в жилище С.К.П., с применением предмета, используемого в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, а также убийство С.К.П. при разбое.

Преступления совершены им в "адрес" Саратовской области при следующих обстоятельствах.

29 ноября 2009 года в период времени с 19.00 часов до 21.00 часа находившийся в состоянии алкогольного опьянения Бондарь М.В. подошел к дому "адрес". Зная о том, что в данном доме проживает С.К.П. и у нее имеются денежные средства, Бондарь М.В. из корыстных побуждений решил совершить разбойное нападение на С.К.П., в ходе которого убить ее и завладеть принадлежащим ей имуществом, предполагая с целью подавления сопротивления С.К.П. использовать в качестве оружия ножи, находящиеся в доме.

Реализуя задуманное, Бондарь М.В. перелез через забор указанного дома, постучал в дверь, не дождавшись ответа, разбил стекло в окне и через образовавшийся проем проник в зальную комнату дома. Когда проживавшая в указанном доме С.К.П. потребовала, чтобы он покинул ее жилище, Бондарь М.В. с целью подавления сопротивления последней нанес ей не менее 3 ударов руками по различным частям тела, в том числе в область груди слева и правой ноги, после чего отвел С.К.П. в прихожую комнату и насильно посадил на стоявший около стола стул. Затем Бондарь М.В. взял со стола на кухне нож с деревянной ручкой и, используя его в качестве орудия преступления, держа указанный нож перед С.К.П. и угрожая ударить им, потребовал передать ему деньги. С.К.П., опасаясь применения Бондарем М.В. к ней опасного для жизни насилия, нанесения ударов ножом, открыла находившийся в прихожей комнате сундук и передала Бондарю М.В. имевшиеся у нее деньги в сумме 60750 рублей.

Продолжая реализовывать свой преступный умысел, Бондарь М.В. отвел С.К.П. в зал, где с целью причинения смерти нанес ей ножом с деревянной ручкой не менее 6 ударов в область шеи и не менее 1 удара в область правой кисти.

Умышленными действиями Бондаря М.В. потерпевшей С.К.П. были причинены резаная рана на передней поверхности шеи с повреждением сосудисто-нервных пучков справа и слева на ? их диаметра, повлекшая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой наступила ее смерть, а также поверхностные резаные раны на шее, поверхностная рана на четвертом пальце правой кисти, колото-резаная рана на передней поверхности шеи, перелом 5, 6 ребер в хрящевой части слева, и ушибленная поверхностная рана в средней трети правой голени.

В результате разбойного нападения на С.К.П. Бондарь М.В. похитил из дома потерпевшей принадлежащие ей 60750 рублей.

В судебном заседании подсудимый Бондарь М.В. свою вину по предъявленному обвинению признал полностью, в содеянном раскаялся, но от дачи показаний отказался, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст.51 Конституции РФ.

В своих показаниях, данных в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого 16.02.2010 года (т.4, л.д.113-119), при проверке показаний на месте (т.4, л.д.153-171), при допросах в качестве обвиняемого 17.02.2010 года (т.4, л.д.183-187), 04.05.2010 года (т.5, л.д.66-69), 21.05.2010 года (т.5, л.д.83-87) и оглашенных в судебном заседании в порядке п.3 ч.1 ст.276 УПК РФ, Бондарь М.В. признавал, что вечером 29 ноября 2009 года он, разбив окно в "адрес", в котором проживала С.К.П., проник через образовавшийся проем в дом, где вооружился отобранным у С.К.П. ножом с деревянной ручкой, которым она пыталась защищаться. Угрожая С.К.П. указанным ножом, он заставил потерпевшую отдать ему имевшиеся у нее деньги, которые та достала из сундука и передала ему. Затем он усадил С.К.П. на диван в зале и нанес ей несколько ударов ножом в шею, перерезав горло, после чего потерпевшая упала на пол и перестала подавать признаки жизни. Нож он выбросил в стоявшее на кухне ведро с водой и с места преступления скрылся. Проходя в районе кладбища, он выбросил испачканные кровью белые хлопчатобумажные перчатки, которые были надеты у него на руках во время совершения преступлений. Этим же вечером он встретился в бане с Н.М.В., которая по его просьбе пересчитала похищенные у С.К.П. деньги, в результате чего он узнал, что похитил 60750 рублей. Из похищенных денег он отдал Н.М.В. 750 рублей, а 60000 рублей отдал на хранение своей матери. Верхнюю одежду и обувь, на которых имелись следы крови, он сжег через несколько дней после совершения преступления. Кроме того, пояснял, что когда находился в доме у С.К.П. ему на сотовый телефон звонила Н.М.В.

Вина подсудимого в совершении преступлений кроме его признательных показаний объективно подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, потерпевший А.А.И. в судебном заседании показал, что его мать С.К.П., , жила одна в "адрес" и он старался ежедневно навещать ее. Последний раз в живых он видел ее 29.11.2009 года около 16 часов, когда приходил ее проведать. 30.11.2009 года около 12 часов он также пришел домой к С.К.П. и обнаружил ее лежащей на полу в зале без признаков жизни, при этом лицо и шея С.К.П. были в крови, а под телом была лужа крови. Также в зале было разбито одно окно.

В ходе осмотра места происшествия 30.11.2009 года в зале "адрес" был обнаружен труп С.К.П. со следами насильственной смерти в виде четырех резаных ран на передней поверхности шеи. Кроме того, на трупе С.К.П. имелись ушибленная рана на передней поверхности правой голени, на лице, груди и верхних конечностях помарки вещества бурого цвета. В доме в зальной комнате было разбито одно окно (т.1, л.д.6-17).

Согласно заключению эксперта №406 смерть С.К.П. наступила в результате причинения резаной раны передней поверхности шеи с повреждением сосудисто-нервных пучков справа и слева на ? их диаметра, осложнившейся массивной кровопотерей.

С момента смерти до момента осмотра трупа в морге в 11.00 часов 01.12.2009 года прошло не менее 24 часов, но не более 48 часов, о чем свидетельствуют свойства трупных явлений.

На трупе С.К.П. обнаружены телесные повреждения: а) резаная рана №4 на передней поверхности шеи с повреждением сосудисто-нервных пучков справа и слева на ? их диаметра; б) поверхностные резаные раны №№ 1, 2, 3, 5 на шее и поверхностная рана №7 на четверном пальце правой кисти; в) колото-резаная рана №6 на передней поверхности шеи; г) переломы 5, 6 ребер в хрящевой части слева; д) ушибленная поверхностная рана в средней трети правой голени. Повреждение группы а) образовались от действия орудия, обладающего режущими свойствами, причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Повреждения группы б) образовались от действия орудия, обладающего режущими свойствами, тяжесть их не определяется, так как наступление смерти опередило их исход. Повреждение группы в) образовалось об действия орудия, обладающего колюще-режущими свойствами, тяжесть ее не определяется, так как наступление смерти опередило исход. Повреждения групп г) и д) образовались от действия тупого твердого предмета, вреда здоровью не причинили.

Все обнаруженные повреждения причинены прижизненно, образовались в срок от единиц до десятков минут до смерти.

Указанные повреждения образовались не менее чем от 6 воздействий орудия, обладающего режущими свойствами, не менее чем от 1-го воздействия орудия, обладающего колюще-режущими свойствами, не менее чем от 3 воздействий орудия, обладающего свойствами тупого твердого предмета.

На трупе С.К.П. имеется резаная рана на 4 пальце правой кисти, а также повреждение на одежде – полный разрыв правой лямки ночной сорочки по плечевому шву, что может свидетельствовать о возможной борьбе или самообороне.

После причинения указанных повреждений промежуток времени до смерти мог исчисляться единицами – десятками минут, в течении которого не исключена возможность совершения потерпевшей самостоятельных действий – передвигаться, кричать и т.д. (т.2, л.д.127-140).

Допрошенная в судебном заседании свидетель Н.М.В. показала, что примерно в 19 часов 29.11.2009 года, когда она позвонила Бондарю М.В. на сотовый телефон, тот, сославшись на занятость, пообещал перезвонить ей позднее, при этом голос у Бондаря М.В. был раздражительный, нервный. Примерно через 30 минут Бондарь М.В. перезвонил ей и предложил встретиться у него в бане. Когда Бондарь М.В. пришел в условленное место, то рассказал ей, что, решив обогатиться, вечером этого дня разбив окно проник в дом С.К.П., где угрожая ножом заставил последнюю отдать ему имевшиеся у нее деньги, после чего убил потерпевшую, нанеся ей несколько ударов ножом в шею и перерезав горло. Она по приказу подсудимого пересчитала похищенные им деньги, которых оказалось 60750 рублей. На сапогах Бондаря М.В., а также на его верхней одежде имелись следы крови. По словам Бондаря М.В. преступления он совершал в белых хлопчатобумажных перчатках, которые потом выбросил в районе кладбища. Через несколько дней Бондарь М.В. сообщил ей, что сжег сапоги и верхнюю одежду, в которых совершил преступление, тем самым уничтожив улики.

Согласно исследованной в судебном заседании ведомости разговоров абонентского номера сотового телефона, находящегося в пользовании Н.М.В., между указанным сотовым телефоном и сотовым телефоном, принадлежащим Бондарю М.В. , 29 ноября 2009 года зафиксировано три соединения, одно исходящее в 19 часов 02 минуты продолжительностью 12 секунд и два входящих в 19.38 и 19.42 часов продолжительностью соответственно 53 и 27 секунд (т.5, л.д.59).

Приведенные доказательства полностью согласуются с показаниями Бондаря М.В. относительно обстоятельств его проникновения в дом С.К.П., а также времени, места и способа причинения смерти потерпевшей.

Объективно вина Бондаря М.В. также подтверждается следующими доказательствами. Так, в ходе осмотра места происшествия 01.12.2009 года (т.1, л.д.38-42) в 200 метрах от "адрес" были обнаружены и изъяты две перчатки, на одной из которых согласно выводам молекулярно-генетической экспертизы №6/156 (т.3, л.д.99-101) имелась ДНК, полученная из смешанных следов, содержащих пот и кровь, присущие генотипам Бондаря М.В. и С.К.П. При этом вероятность встречаемости среди населения лиц, генотипы которых не исключают возможности происхождения от них таких смешанных следов пота и крови, составляет 1,02*10-9, то есть один случай из 981 млн.человек.

Признательные показания подсудимого об орудии преступления, его свойствах и признаках, а также о месте его сокрытия подтверждаются следующими доказательствами.

Так, потерпевший А.А.И. и свидетель А.В.П. пояснили, что в доме у С.К.П. было два ножа: один с зеленой пластиковой ручкой, а другой с деревянной ручкой, оба с односторонней заточкой, при этом первым ножом в доме практически не пользовались, а последний всегда находился под рукой на видном месте на кухне.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 30.11.2009 года на кухне дома "адрес" в стоящем на тумбе ведре с водой обнаружен нож с деревянной ручкой (т.1, л.д.6-17), которым согласно выводам судебно-медицинского эксперта №40/406-д могли быть причинены имевшиеся у потерпевшей С.К.П. повреждения (т.2, л.д.192-193).

Потерпевший А.А.И. и свидетель А.В.П. пояснили в судебном заседании, что у С.К.П. имелись сбережения, которые она хранила в сундуке, однако, после убийства С.К.П. денег в сундуке не оказалось. Факт отсутствия денег в принадлежащем С.К.П. сундуке подтверждается протоколом осмотра дома "адрес" от 30.11.2009 года (т.1, л.д.6-17).

Показания Бондаря М.В. о том, что он передал похищенные деньги своей матери, подтверждаются показаниями свидетеля Б.Л.И., данными в ходе предварительного следствия (т.4, л.д.123-127) и оглашенными в суде в порядке ст.281 УПК РФ, а также протоколами выемки у Б.Л.И. (т.4, л.д.130-134) и осмотра (т.4, л.д.135-137) денежных средств в сумме 61000 рублей. Вместе с тем, свидетель Б.Л.И. уточнила, что сын передал ей только 60000 рублей, а 1000 рублей являются ее личными сбережениями.

Указанные выше доказательства подтверждают показания подсудимого об обстоятельствах похищения им денежных средств у С.К.П. и сумме похищенных денег.

Анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого в разбойном нападении на С.К.П. и ее убийстве.

Квалифицируя признанное доказанным деяние подсудимого суд приходит к следующему.

Нанесение подсудимым неоднократных ударов ножом в шею С.К.П. свидетельствует о желании лишить ее жизни, в связи с чем его действия характеризуются прямым умыслом на причинение смерти потерпевшей.

Нападение на потерпевшую и лишение ее жизни было совершено с целью хищения ее имущества, поэтому совершенное на С.К.П. нападение суд квалифицирует как разбой, а ее убийство – как сопряженное с разбоем.

Поскольку в ходе разбойного нападения потерпевшей был причинен опасный для жизни тяжкий вред здоровью, а нападение на нее было совершено с противоправным, с целью хищения чужого имущества, проникновением в жилище, а также и с пользованием ножа в качестве оружия, суд квалифицирует этот разбой, как совершенный с незаконным проникновением в жилище, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

С учетом изложенного, суд квалифицирует действия Бондаря М.В. по завладению имуществом С.К.П. по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, сопряженное с разбоем.

Психическое состояние подсудимого судом проверено. Согласно заключению комплексной амбулаторной судебной психолого - психиатрической экспертизы (т.5, л.д.11-13) Бондарь М.В. в момент совершения преступлений признаков каких-либо психических расстройств не обнаруживал, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Выводы экспертов аргументированы, основаны на тщательном изучении личности подсудимого и обстоятельств дела, поэтому в своей достоверности сомнений не вызывают. Исходя из этого, суд признает Бондаря М.В. вменяемым, подлежащим уголовной ответственности и наказанию.

Назначая наказание суд, руководствуясь принципом справедливости, в достаточной степени и полной мере учитывал характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности подсудимого, влияние наказания на его исправление, на условия жизни его семьи и на достижение иных целей наказания, таких как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

Бондарь М.В. по месту жительства характеризуется удовлетворительно.

Обстоятельством, отягчающим наказание Бондаря М.В., является рецидив преступлений.

Суд признает в качестве смягчающих наказание обстоятельств полное признание подсудимым вины и его активное способствование раскрытию преступления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил :

Бондаря М.В. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «з» ч.2 ст.105, п.«в» ч.4 ст.162 УК РФ, и назначить ему наказание:

по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 15 лет;

по п. «в» ч.4 ст.162 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 9 лет, без штрафа.

На основании ст. 69 ч.3 УК РФ окончательное наказание Бондарю М.В. по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний определить в виде лишения свободы сроком на 17 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Бондарю М.В. в виде содержания под стражей до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Срок наказания осужденному исчислять с 16.02.2010 года, со дня его задержания в порядке ст.91 УПК РФ.

Вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле:

- нож с пластиковой ручкой, нож с деревянной ручкой, наволочку от подушки желтого цвета, юбку коричневую, зеленый платок, осколки разбитого стекла, фрагмент стекла, коричневую сумочку, вырез скатерти, деревянный стул, декоративную подушку, пару перчаток, две пустые бутылки из под водки, два гипсовых слепка со следами обуви, яичную скорлупу, одежду с трупа С.К.П. (сорочку), уничтожить;

Вещественные доказательства: денежные средства в размере 61000 рублей, хранящиеся в кассе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Саратовской области, возвратить по принадлежности: 60000 рублей потерпевшему А.А.И., а 1000 рублей Б.Л.И.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В течение 10 суток со дня вручения копии приговора осужденный Бондарь М.В. вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе.

В тот же срок со дня вручения ему кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий