№ 44 - У -166
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Саратовского областного суда
11 октября 2010 года г. Саратов
Президиум в составе:
председательствующего Тарасова В.Н.
членов президиума Захарова В.Н., Журавлева В.К., Капкаевой Т.С., Матросова В.М., Шепелина Е.А.
рассмотрел в судебном заседании в порядке ст. 417 УПК РФ жалобу
Тимохина С.Н., осужденного приговором Октябрьского районного суда г. Саратова от 5 марта 2009 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 7 мая 2009 года, по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
на постановление заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова Паршина С.А. от 13 мая 2010 года, которым прекращено возбужденное по заявлению Д. производство ввиду новых обстоятельств.
Осужденный Тимохин С.Н., не соглашаясь с решением заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова, просит о его отмене и возбуждении производства по уголовному делу. Утверждает, что осужден за убийство Г. необоснованно, данного преступления не совершал, в ходе предварительного следствия оговорил себя под физическим и психическим воздействием со стороны сотрудников милиции. Указывает также, что в ходе предварительного следствия и в судебном заседании не называл Д., убившего в его квартире Г., потому что с его помощью надеялся найти лиц, которые в 2006 году избили его (Тимохина), повредив при этом глаз.
Заслушав доклад члена президиума Саратовского областного суда Капкаевой Т.С., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения в отношении Тимохина С.Н., материалы производства по заявлению Д., постановление заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова, объяснение осужденного Тимохина С.Н., поддержавшего свою жалобу по доводам в ней изложенным, выступления адвоката Челобанова А.Г. и Д., просивших жалобу Тимохина С.Н. удовлетворить, постановление заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова от 13 мая 2010 года отменить, указывая как на незаконность и необоснованность обжалуемого постановления, так и приговора в отношении Тимохина С.Н., осужденного за убийство Г., которое, как они указывают, было совершено Д., мнение заместителя прокурора Саратовской области Светового О.Г., полагавшего постановление от 13 мая 2010 года оставить без изменения, мотивируя тем, что вина Тимохина С.Н. в убийстве 26 октября 2008 года Г. доказана, тогда как в ходе проведения следственных действий по заявлению Д. установлена его непричастность к совершению убийства Г., президиум Саратовского областного суда
установил:
По приговору Октябрьского районного суда г. Саратова от 5 марта 2009 года, оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 7 мая 2009 года, Тимохин С.Н. осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ на 11 лет лишения свободы.
По приговору также осужден Тимохин А.А. по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года.
Согласно приговору Тимохин С.Н. признан виновным в убийстве Г. при следующих обстоятельствах.
26 октября 2008 года в период времени с 00.00 до 06.00 час. по месту своего жительства на почве возникших в процессе ссоры личных неприязненных отношений Тимохин С.Н. нанес Г. удар ладонью по лицу. После чего Тимохин С.Н. и Г. прошли на кухню, где продолжили употребление спиртных напитков. В ходе распития спиртных напитков Тимохин С.Н. вновь нанес Г. один удар рукой по лицу, от чего последняя упала на пол. Тимохин С.Н. взял со стола кухонный нож, подошел к Г. и с целью убийства нанес ей ножом удары в шею и верхнюю губу, причинив резаную рану с повреждением наружной яремной вены, колото-резаные раны на левой боковой поверхности шеи, колото-резаные раны на красной кайме верхней губы справа.
Смерть Г. наступила от обильной кровопотери в результате резаной и колото-резаных ран шеи и лица с повреждением мягких тканей и левой наружной яремной вены.
Тимохин А.А. осужден за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления.
16 сентября 2009 года в прокуратуру Октябрьского района г. Саратова поступило заявление Д., в котором он сообщил о том, что убийство Г. путем нанесения ей удара ножом в процессе ссоры совершено им.
30 сентября 2009 года заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова по заявлению Д. возбуждено производство ввиду новых обстоятельств.
После проведенной проверки постановлением заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова от 13 мая 2010 года возбужденное по заявлению Д. производство было прекращено в связи с отсутствием оснований для возобновления производства по делу.
Изучив материалы уголовного дела и производства по заявлению Д., обсудив доводы жалобы Тимохина С.Н., президиум приходит к выводу об оставлении жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 416 УПК РФ при отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство.
В соответствии с положениями ст. 417 УПК РФ правомочен решать вопрос о возобновлении производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
В связи с тем, что уголовное дело в отношении Тимохина С.Н. было рассмотрено Октябрьским районным судом г. Саратова, то жалоба осужденного на указанное постановление заместителя прокурора подлежит рассмотрению по существу президиумом Саратовского областного суда.
Принимая решение о прекращении возбужденного по заявлению Д. производства заместитель прокурора исходил из того, что указанные Д. обстоятельства убийства Г. опровергаются материалами уголовного дела №95376, виновность Тимохина С.Н. в совершении убийства Г. подтверждена совокупностью доказательств, изложенных в приговоре, и в ходе расследования по заявлению Д. не было выявлено каких-либо новых обстоятельств, влекущих возобновление производства по уголовному делу.
Как видно из материалов уголовного дела, в частности исследованных в судебном заседании явки с повинной Тимохина С.Н., его протоколов допроса в качестве подозреваемого, обвиняемого, в ходе которых последний в присутствии защитника давал последовательные признательные показания об обстоятельствах убийства им Г., согласующихся с протоколами осмотра мест происшествий, проверок показаний на месте с участием Тимохина С.Н. и Тимохина А.А., показаниями последнего, с заключением судебно-медицинской экспертизы и с другими доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Дана судом мотивированная оценка и показаниям осужденного Тимохина С.Н. в судебном заседании о том, что убийство Г. совершил мужчина по имени Олег, с которым его познакомила Г. 25 октября 2008 года, а признательные показания на предварительном следствии им были даны под физическим и психическим принуждением со стороны сотрудников милиции.
Как следует из материалов проведенного расследования, фактов и новых обстоятельств, свидетельствующих о причастности Д. к убийству Г., установлено не было.
Так, допрошенный в качестве свидетеля по производству Тимохин С.Н. пояснил, что в ночь с 25 на 26 октября 2008 года убийство Г. было совершено его знакомым Д., с которым он и Г. распивали спиртные напитки, затем все уснули. Через некоторое время Г. пошла на кухню распивать спиртные напитки с Д., затем он услышал шум, звук падения и, выйдя на кухню, увидел труп Г. и Д. Через некоторое время Д. ушел и больше они не виделись. Утром 26 октября 2008 года он позвонил своему племяннику Тимохину А.А., по приезду которому сказал, что необходимо спрятать труп Г. и убрать следы преступления, что они и сделали.
Из показаний Д. от 30 ноября 2009 года следует, что 25 октября 2008 года он приехал в г. Саратов за покупками одежды, решил переночевать у знакомого ему Тимохина С.Н., которого вместе с Г. встретил около 23 часов у магазина, все пришли в квартиру к Тимохину С.Н. и на кухне стали распивать спиртные напитки, затем уснули. Около 4 часов его разбудила Г., предложила выпить, во время распития спиртных напитков между ними возникла ссора, в процессе которой Г. оцарапала ему лицо и пыталась ударить ножом. Он в ходе конфликта отобрал у Г. нож, на который она наткнулась или при падении, или при движении к нему. После чего ушел из квартиры, уехал в г. Маркс, где находился 26 октября 2008 года, а 27 октября 2008 года вернулся в г. Аткарск. В июле 2009 года решил признаться в убийстве Г.
Однако в заявлении от 16 сентября 2009 года, в собственноручно написанном заявлении без даты, в объяснении от 16 сентября 2009 года Д. указывал, что им был нанесен Г. удар ножом в шею.
При допросе 15 апреля 2010 года Д. показал, что нанес Г. удар ножом в шею, от которого последняя скончалась. В этот же день в ходе допроса после ознакомления с материалами уголовного дела и материалами производства по его заявлению, Д. пояснил, что ударов ножом Г. не наносил, она сама наткнулась при падении на нож, находящийся в его правой руке.
Схема телесных повреждений у Г., составленная Дмитриевым В.В. в ходе проведения следственного эксперимента, противоречит схеме телесных повреждений, обнаруженных на трупе Г. при проведении судебно-медицинской экспертизы.
Вышеуказанные показания Д. и Тимохина С.Н. опровергаются также:
- заключением судебно-медицинской ситуационной экспертизы № 36 от 21 апреля 2010 года и показаниями эксперта П. о том, что возможность причинения ран, обнаруженных на трупе Г., при обстоятельствах, указанных Д. в ходе проведения следственных действий (следственного эксперимента, допросе в качестве свидетеля) полностью исключается. При проведении экспертизы учитывались направление раневых каналов, обнаруженных на трупе Г. при судебно-медицинской экспертизе, рост потерпевшей, превышающий рост Д., расположение клинка и режущей кромки ножа, указанных последним в ходе проведения следственных действий;
- показаниями Тимохина А.А. о том, что он помогал своему дяде Тимохину С.Н. вывезти труп из квартиры, и на его вопрос Тимохин С.Н. сказал, что убийство Г. совершил он;
- показаниями свидетелей Л. и М. пояснивших, что с Д. они познакомились в д. Киселевка Аткарского района Саратовской области, где он попрошайничал, и он проживал у них в г. Аткарске около 4 лет, помогал по хозяйству. В конце октября 2008 года Д. уезжал к своему знакомому по имени Сергей, который, со слов Д., обещал прописать его в квартире в г. Саратове, или в г. Энгельсе или купить дом. Из г. Саратова Д. вернулся примерно через 2-3 месяца, ни о каком преступлении не рассказывал, сказал, что проживал у Сергея, с которым постоянно употреблял спиртные напитки. В июле 2009 года к Д. приехал его знакомый Сергей, после разговора с которым Д. сказал, что ему надо ехать в г. Саратов, уехал с этим Сергеем и больше они его не видели.
С учетом изложенного следует признать, что вывод заместителя прокурора об отсутствии новых обстоятельств, влекущих возобновление производства по уголовному делу, является правильным, а вынесенное им постановление законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 416 УПК РФ, президиум областного суда
постановил:
Отказать в удовлетворении жалобы осужденного Тимохина С.Н. об отмене постановления заместителя прокурора Октябрьского районного суда г. Саратова от 13 мая 2010 года о прекращении возбужденного по заявлению Д. производства ввиду новых обстоятельств, в связи с отсутствием оснований для возобновления производства по уголовному делу.
Председательствующий В.Н. Тарасов