44 - У - 46/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Саратовского областного суда
25 апреля 2011 года г. Саратов
Президиум в составе:
председательствующего Шепелина Е.А.,
членов президиума: Журавлева В.К., Захарова В.Н., КапкаевойТ.С., Матросова В.М., Телегина Ф.В.
рассмотрел материалы уголовного дела по надзорным жалобам осужденных Дружина В.В., Мосина А.А., Топчиева С.Н. на приговор Калининского районного суда Саратовской области от 26 января 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 25 июня 2009 года, которыми
Дружин В.В., « », несудимый,
осужден по пп. «а», «б» ч.3 ст.286 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима слишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в правоохранительных органах Российской Федерации, сроком на 3 года;
Мосин А.А., « », несудимый,
осужден по п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в правоохранительных органах Российской Федерации, сроком на 3 года;
Топчиев С.Н., « », несудимый,
осужден по пп. «а», «б» ч.3 ст.286 УК РФ к 4 годам лишения свободы сотбыванием наказания в исправительной колонии общего режима слишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в правоохранительных органах Российской Федерации, сроком на 3 года.
Срок отбытия наказания Топчиеву С.Н., Дружину В.В. и Мосину А.А. постановлено исчислять с 26 января 2009 года.
Постановлено взыскать в счет компенсации морального вреда в пользу потерпевшего ГРС с Топчиева С.Н. 60000 рублей, сДружина В.В. 50000 рублей, с Мосина А.А. 50000 рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 25 июня 2009 года приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный Дружин В.В. просит отменить приговор и кассационное определение, мотивируя тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на противоречивых показаниях потерпевшего ГРС, свидетели, показания которых суд привел в приговоре в подтверждение его вины, очевидцами преступления не являлись, не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда, неправильно разрешен гражданский иск, необоснованно применено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в правоохранительных органах, до вступления приговора в законную силу незаконно применена мера пресечения в виде заключения под стражу, суд вышел за пределы предъявленного обвинения, вменив отягчающее обстоятельство, совершение преступления группой лиц, протокол судебного заседания составлен с нарушениями требований закона, при кассационном рассмотрении суд рассмотрел не все доводы жалоб.
В надзорных жалобах осужденные Мосин А.А., Топчиев С.Н. просят отменить приговор и кассационное определение по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на противоречивых доказательствах, не учтены все имеющие существенное значение обстоятельства, неправильно применен уголовный закон.
Надзорное производство возбуждено заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи областного суда Шатовой Н.Е., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, доводы надзорных жалоб осужденных, выступление адвоката Бурдонова В.С. в интересах осужденного Топчиева С.Н., просившего об отмене приговора, мотивы вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, мнение заместителя прокурора Саратовской области СветовогоО.Г., полагавшего жалобы осужденных удовлетворить частично, президиум Саратовского областного суда
установил:
Дружин В.В., Топчиев С.Н. и Мосин А.А. признаны виновными в том, что, являясь должностными лицами, совершили действия явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, совершенных с применением насилия, ДружинВ.В. также с применением специальных средств, Топчиев С.Н. с угрозой применения насилия и с применением специальных средств при обстоятельствах, указанных в приговоре.
Дружин В.В., занимавший должность следователя следственного отделения при ОВД по Самойловскому муниципальному району, Мосин А.А., являвшийся стажером по должности оперуполномоченного по Самойловскому муниципальному району, и оперуполномоченный по Самойловскому муниципальному району Топчиев С.Н. 27 декабря 2007 года прибыли к школе № 2 в р.п. Самойловка Саратовской области. Там под предлогом проверки информации о причастности ГРС к незаконному обороту наркотических средств избили потерпевшего, надели наручники, доставили в ОВД по Самойловскому муниципальному району, где не зарегистрировали ГРС как задержанного по подозрению в совершении преступления, не составили документ, подтверждающий законность и обоснованность задержания и доставления потерпевшего в ОВД, где тот также был подвергнут избиению и угрозам применения насилия. В результате избиения потерпевшему был причинен легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок не свыше 21 дня.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы надзорных жалоб осужденных, президиум приходит к следующему.
Вина Дружина В.В., Топчиева С.Н. и Мосина А.А. в совершенном преступлении установлена и подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре, а именно: показаниями потерпевшего ГРС об обстоятельствах его избиения сотрудниками милиции Топчиевым С.Н., Мосиным А.А. и Дружиным В.В. в вечернее время 27 декабря 2007 года у школы № 2 р.п. Самойловка Саратовской области, в ходе которого на него без объяснения причин были одеты наручники; показаниями свидетелей ГОН, ГСФ, БСС, НАП, ШВА, СДС, ФЕВ, МИВ, ГИП, ЯСВ, БАА и других, применительно к обстоятельствам, изложенным в приговоре; заключением судебно-медицинской экспертизы о наличии у ГРС множества телесных повреждений, которые возникли от действия тупого твердого предмета и не могли возникнуть в результате падения с высоты его собственного роста; показаниями экспертов КСС и КОЕ, подтвердивших выводы экспертизы в судебном заседании, и другими доказательствами.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела, приведенным в приговоре доказательствам, собранным с соблюдением требований ст.ст.74, 75 УПК РФ и исследованным в соответствии со ст.ст.274,285УПК РФ, дана надлежащая оценка.
Действия осужденных Дружина В.В., Топчиева С.Н. и Мосина А.А. квалифицированы правильно и в соответствии с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
Приговор суда постановлен в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ, содержит анализ и оценку всех исследованных судом в рамках предмета доказывания доказательств с приведением мотивов, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие, опровергнув версию осужденных об отсутствии в их действиях состава преступления.
Доводы жалоб осужденных о недостоверности и противоречивости заключений судебно - медицинских экспертиз, показаний экспертов КСС и КОЕ, потерпевшего ГРС, свидетелей стороны обвинения являются безосновательными. Оснований ставить под сомнение и не доверять положенным в основу приговора указанным выше доказательствам у суда не имелось, не приведено таких данных и в надзорных жалобах.
Утверждения осужденных о том, что суд, признав обстоятельством, отягчающим наказание осужденных, - «совершение преступления группой лиц», не указанное в обвинительном заключении, нарушил требования ст.252УПК РФ, не основаны на законе. Изменение обвинения в судебном разбирательстве, которое привело бы к ухудшению положения подсудимых и нарушению их прав на защиту, не установлено. Признание в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение преступления в составе группы соответствует требованиям ч.1 ст.63 УК РФ, не относится к тяжести предъявленного обвинения, поскольку является обстоятельством, учитываемым при назначении наказания.
Аргументы, изложенные в жалобах Дружина В.В., Мосина А.А. и Топчиева С.Н. о невиновности и недоказанности вины в совершенном ими преступлении, о правомерности их действий, об оговоре потерпевшим, о возможности получения потерпевшим телесных повреждений до или после его задержания, о неправильном установлении фактических обстоятельств дела, о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, проверялись судами первой и кассационной инстанций, обоснованно отвергнуты судом с приведением мотивов принятого решения.
Кассационное определение соответствует требованиям ст.ст.7, 388 УПК РФ.
Вопреки доводам жалобы осужденных суд кассационной инстанции обоснованно не рассмотрел жалобу представителя ФВВ, поскольку она подана в суд кассационной инстанции 15 мая 2009 года, то есть с пропуском срока. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока на кассационное обжалование приговора ФВВ не заявлял. Кроме того, ФВВ не является адвокатом, действовал по доверенности от осужденных на подачу кассационной жалобы, при этом судом к участию в деле в качестве защитника не допускался. При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения его жалобы в интересах осужденных не имелось.
Наказание осужденным назначено с учетом общественной опасности содеянного, данных о личности, обстоятельств дела. Оно соответствует требованиям ст.ст.6, 60 УК РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Вместе с тем приговор и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда в части гражданского иска подлежат отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из приговора, суд первой инстанции, признав обоснованными исковые требования потерпевшего ГРС, возложил обязанность по возмещению ему вреда на осужденных, которые являлись должностными лицами правоохранительных органов.
В соответствии с ст.1069 ГК РФ.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Следовательно, данным законом регламентированы специальные условия и порядок возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации действия (илибездействие) органов власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Однако при разрешении исковых требований потерпевшего ГРС суд принял решение без учета этих требований закона.
В этой связи приговор и кассационное определение в части гражданского иска о взыскании с осужденных морального вреда подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст.407, 408 УПК РФ, президиум Саратовского областного суда
постановил:
1.Надзорные жалобы осужденных Дружина В.В., Мосина А.А., ТопчиеваС.Н. удовлетворить частично.
2.Приговор Калининского районного суда Саратовской области от26января 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 25 июня 2009 года вотношении Дружина В.В., Мосина А.А., Топчиева С.Н. в части гражданского иска отменить.
Уголовное дело в этой части направить в тот же суд на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий Е.А. Шепелин