44-у-126/12 13.09.2012 г.



№ 44-у-126/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Саратовского областного суда

10 сентября 2012 года г. Саратов

Президиум Саратовского областного суда в составе:

председательствующего – Тарасова В.Н.,

членов президиума: Глухова А.В., Захарова В.Н., Капкаевой Т.С., Ляпина О.М.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденной Морозовой Е.В. на приговор Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года, которым

Морозова Е.В., <данные изъяты>

- 2 декабря 2008 года мировым судьей судебного участка №1 Александрово-Гайского района Саратовской области по ч. 1 ст. 116 УК РФ к штрафу в размере 3000 рублей;

- 2 февраля 2009 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №1 Новоузенского района Саратовской области мировым судьей судебного участка №2 Новоузенского района Саратовской области по ч. 1 ст. 116 УК РФ к штрафу в размере 2500 рублей,

осуждена по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 5 годам лишения свободы без штрафа условно с испытательным сроком 2 года.

В кассационном порядке уголовное дело не рассматривалось.

Постановлением Новоузенского районного суда Саратовской области от 9 февраля 2011 года условное осуждение по приговору от 21 мая 2009 года отменено и для отбывания наказания сроком на 5 лет лишения свободы Морозова Е.В. направлена в исправительную колонию общего режима.

Постановлением Кировского районного суда г. Саратова от 25 июня 2012 года действия Морозовой Е.В. в порядке исполнения приговора в соответствии со ст. 10 УК РФ переквалифицированы на ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года №26-ФЗ), по которой назначено наказание в виде 4 лет 9 месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В надзорной жалобе осужденная Морозова Е.В., указывая, что ее вина в совершении данного преступления не доказана, ставит вопрос об отмене приговора, прекращении в отношении нее уголовного преследования за отсутствием в деянии состава преступления.

Надзорное производство возбуждено судьей Саратовского областного суда.

Заслушав доклад члена президиума областного суда Капкаевой Т.С., изложившей содержание приговора, постановлений суда от 9 февраля 2011 года и от 25 июня 2012 года, доводы надзорной жалобы осужденной, мотивы вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление осужденной Морозовой Е.В. и адвоката Прошаковой Т.С., поддержавших доводы надзорной жалобы, мнение прокурора Саратовской области Степанова В.Н., полагавшего надзорную жалобу Морозовой Е.В. удовлетворить частично, отменить в отношении осужденной приговор и последующие судебные решения, президиум

установил:

Приговором Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года Морозова Е.В. признана виновной в разбойном нападении на потерпевшую Л. с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Преступление совершено 7 марта 2009 года в г. Новоузенске Саратовской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Проверив уголовное дело и материалы, обсудив доводы надзорной жалобы осужденной, президиум находит приговор и последующие постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

По смыслу ст. 285 УПК РФ оглашение протоколов следственных действий и иных документов производится по ходатайству стороны.

Как усматривается из протокола судебного заседания (л.д. 130, 131), сторона обвинения в начале судебного следствия лишь предложила исследовать материалы дела.

Несмотря на то, что государственный обвинитель не конкретизировал, какие именно процессуальные документы необходимо исследовать, суд по своей инициативе исследовал доказательства, подтверждающие предъявленное Морозовой Е.В. обвинение, то есть фактически выступил на стороне обвинения.

Кроме того, в соответствии со ст. 281 УПК РФ в ходе судебного следствия оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования, допускается с согласия сторон в случае неявки потерпевшего или свидетеля.

Это требование закона судом также было нарушено.

В ходе судебного следствия ни сторона обвинения, ни сторона защиты не заявляли ходатайств об оглашении показаний каких – либо лиц, данных в ходе предварительного следствия, и не явившихся в судебное заседание.

Однако, несмотря на это, суд в отсутствие ходатайств, не выяснив мнение сторон и не получив их согласие, по собственной инициативе огласил показания не явившихся в судебное заседание без уважительных причин потерпевшей Л. и свидетеля А., данные на предварительном следствии, и положил их в основу приговора.

При таких обстоятельствах приговор в отношении Морозовой Е.В. нельзя признать законным, обоснованным, и он в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 409 УПК РФ подлежит отмене с направлением уголовного дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат проверке и остальные доводы надзорной жалобы осужденной.

В связи с отменой приговора подлежат отмене постановление Новоузенского районного суда Саратовской области от 9 февраля 2011 года об отмене Морозовой Е.В. условного осуждения, а также постановление Кировского районного суда г. Саратова от 25 июня 2012 года о приведении этого приговора в соответствие с действующим законодательством, производство по данным материалам подлежит прекращению.

Решая вопрос о мере пресечения Морозовой Е.В., президиум считает необходимым избрать ей заключение под стражу.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 407 и 408 УПК РФ, президиум Саратовского областного суда

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденной Морозовой Е.В. удовлетворить частично.

2. Приговор Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года в отношении Морозовой Е.В. отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд в ином составе судей.

3. Постановление Новоузенского районного суда Саратовской области от 9 февраля 2011 года и постановление Кировского районного суда г. Саратова от 25 июня 2012 года в отношении Морозовой Е.В. отменить, производство по материалам прекратить.

4. Избрать Морозовой Е.В. меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца до 10 ноября 2012 года.

Председательствующий В.Н. Тарасов