33-4244/2010 от 19.08.2010



Судья Егорова И.А. Дело № 33-4244

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Гладченко А.Н. и Бартенева Ю.И.,

при секретаре Медной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 июля 2010 года, которым удовлетворено заявление Лекомцева Константина Петровича.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя Лекомцева К.П. Баженова С.В.., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела,

установила:

Лекомцев К.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация).

Требования обоснованы тем, что 22 марта и 08 апреля 2010 года он обратился в Администрацию с заявлениями об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков для целей, не связанных со строительством: площадью 11 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 6 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. К данным заявлениям им был приложен топографо-геодезический материал, диск с топографо-геодезическими данными. Однако в установленный ст. 34 ЗК РФ срок Администрация не утвердила и не выдала ему схемы расположения указанных земельных участков. Кроме того, Администрацией не принято решение о предоставлении ему права аренды на земельные участки.

Просил признать указанное бездействие Администрации незаконными, устранить допущенные нарушения путем обязания Администрации принять решения по его заявлениям об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков и о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 49 лет.

Рассмотрев заявленные требования, суд вынес упомянутое решение.

В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Лекомцева К.П. В качестве оснований для отмены решения суда указывает на нарушение судом норм материального права. По мнению кассатора, суд необоснованно удовлетворил одновременно требования заявителя об обязании Администрации рассмотреть его заявления об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков и о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, т.к. рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков в аренду возможно только после выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ за счет заявителя. Кроме того, в случае отказа в утверждении и выдаче Лекомцеву К.П. схем расположения земельных участков Администрация не сможет исполнить решение суда о предоставлении ему этих участков в аренду.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Материалами дела установлено, что 22 марта и 08 апреля 2010 года Лекомцев К.П. обратился в Администрацию с заявлениями об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков и о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков для целей, не связанных со строительством: площадью 11 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 6 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 кв.м., в кадастровом квартале …, расположенного по адресу: (…), с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Однако до момента обращения в суд о результатах рассмотрения вышеназванных заявлений Администрацией Лекомцеву К.П. известно не было.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст.4 Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004 года №23-ЗСО (в ред. Закона Саратовской области от 27.05.2009 N 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:

приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;

приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";

предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).

Как усматривается из материалов дела, заявление Лекомцева К.П. соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 34 ЗК РФ. В связи с этим на Администрации лежала обязанность по выполнению требований п.п. 4,5 ст. 34 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении заявлений Лекомцева К.П. от 22 марта 2010 года и 08 апреля 2010 года.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно удовлетворил одновременно требования заявителя об обязании Администрации рассмотреть его заявления об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков и о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, т.к. рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков в аренду возможно только после выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ за счет заявителя, кроме того, в случае отказа в утверждении и выдаче Лекомцеву К.П. схем расположения земельных участков Администрация не сможет исполнить решение суда о предоставлении ему этих участков в аренду, является несостоятельным, поскольку удовлетворив требования заявителя, суд не предрешил существо решений, которые должны быть приняты Администрацией, а лишь возложил на нее обязанность выполнить требования действующего законодательства, касающиеся процедуры рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.

Таким образом, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании правовых норм и на законность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: