Судья Кулагин П.В. Дело № 33 – 4295
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2010 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Бартенева Ю.И. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Хохловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области (далее по тексту - УПФР в Ртищевском районе) на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 18 июня 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Захаровой Т.А. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области о признании незаконным решения № 64 от 09.03.2010 г., признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области от 09 марта 2010 года № 64 протокол № 117 об отказе Захаровой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Включить в стаж работы Захаровой Т.А., предоставляющий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункту 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы в должности медицинской сестры в Сердобском Доме ветеранов труда с 01.08.1978 г. по 25.01.1980 г. и период нахождения на курсах повышения квалификации с 09.10.2000 г. по 09.11.2000 г.
Признать за Захаровой Т.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с 26 февраля 2010 года – с даты первоначального обращения за назначением пенсии.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Захарова Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в Ртищевском районе о признании незаконным решения ответчика № 64 от 09.03.2010 г. об отказе ей в назначении досрочной пенсии, включении в специальный стаж лечебной деятельности периода работы в должности медицинской сестры в Сердобском Доме Ветеранов труда с 01.08.1978 г. по 25.02.1980 г. и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 09.10.2000 г. по 09.11.2000 г., признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и её назначении с 26.02.2010 г. Мотивировала свои требования тем, что ответчик необоснованно не включил ей в специальный стаж лечебной деятельности спорные периоды и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
УПФР в Ртищевском районе не согласилось с постановленным решением суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что Сердобский Дом Ветеранов труда не поименован списками в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначении пенсии, суд необоснованно установил тождество учреждений, включил спорные периоды в специальный стаж и назначил досрочную пенсию.
От Захаровой Т.А. поступили возражения на кассационную жалобу, согласно которым она просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 упомянутого закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.
Указанный список в столбце «наименование должностей» предусматривает должность медицинской сестры, однако он не содержит такое наименование учреждения как Сердобский Дом ветеранов труда, а предусматривает наименование «дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Вместе с тем, следует учитывать, что при оценке пенсионных прав может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал в спорные периоды, т.е. до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретённых прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретённых гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действовавшего законодательства.
На момент осуществления истицей спорной трудовой деятельности с 01.08.1978 г. по 25.01.1980 г. действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
Указанный перечень содержит в разделе «учреждения социального обеспечения» наименование «дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых» и указывает должность медицинской сестры.
Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работу, с учетом которой может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации)…, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (…с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых истец работал).
Согласно Типовому положению о доме для престарелых и инвалидов, утверждённому Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. № 202, такие дома могут быть различными по типу, численности обслуживаемых (койко-мест) и подчинённости. В зависимости от типа они могут иметь различные наименования: «Дом-интернат», «Пансионат ветеранов труда» и др.
В соответствии с п. 18 названного выше Типового положения о доме для престарелых и инвалидов в «Дом-интернат», «Пансионат ветеранов труда» принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет.
Аналогичные требования предъявляются к контингенту, проживающему в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, согласно Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст., а также к учреждениям стационарного социального обслуживания, указанных в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утв. и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г № 558-ст.
Согласно Положению о Сердобском доме ветеранов труда, утвержденному постановлением Главы Администрации г. Сердобска, Сердобский дом ветеранов труда является учреждением, осуществляющим государственное обеспечение престарелых и инвалидов, в него направляются инвалиды 1 и 2 групп, престарелые мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, которым оказывается медицинское обслуживание, в том числе стационарное. Кроме того, в названном Положении, указывается, что в своей деятельности Сердобский дом ветеранов труда руководствуется «Положением о Доме престарелых и инвалидов и Доме инвалидов», утвержденных приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно и правомерно установил тождество между учреждением, в котором в спорный период работала истица, и предусмотренными списками домами для престарелых и домами для инвалидов. Исследовав имеющиеся доказательства, суд правильно пришел к выводу о том, что истица в спорный период осуществляла лечебную деятельность в специализированном социально-медицинском учреждении.
Судом первой инстанции также правомерно включены в специальный стаж лечебной деятельности периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
Трудовым кодексом РФ предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. ст. 21, 197). Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения содержались в ст. 112 КЗоТ РФ.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В п. 5 указанных Правил, среди периодов, которые не включаются в стаж работ, периоды нахождения в учебных отпусках (на курсах повышения квалификации) не поименованы.
Учитывая, что в периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялось её место работы и средний заработок, из которого осуществлялись отчисления в Пенсионный фонд РФ, а также то, что в данные периоды истица работала на должностях и в учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд правомерно включил данные периоды в специальный стаж истицы.
С учетом включенных в специальный стаж спорных периодов работы у истицы на день обращения в УПФР имелся необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в связи с этим вывод суда первой инстанции о признании её права на пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии основан на законе и материалах дела.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 18 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи