33-4475\10г. от 2.09.10г. о назначении пенсии



Судья Бронникова Л.В. Дело № 33-4475

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Евтушенко В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре судебного заседания Левиной З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Казаченко Ивана Ивановича на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 июля 2010 года, которым постановлено: Казаченко Ивану Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию отказать.

заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя ГУ УПФР по Саратовской области – Бивол Е.А., исследовав материалы дела,

установила :

Казаченко И.И. обратился к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) с иском о признании права на пенсию, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что он (Казаченко И.И.) обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 03 июня 2010г. № 133 истцу отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на его стаж - 11 лет 11 месяцев 28 дней.

Согласно доводам истца, решение об отказе в назначении ему пенсии является незаконным, поскольку Казаченко И.И. имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более 12 лет - с 04 августа 1981г. по 06 августа 1993г., что подтверждается его трудовой книжкой.

Казаченко И.И. так же сослался на п. 12 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002г. применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ, то есть до 01 января 2002г. При этом считает, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях несовместимо с Конституцией РФ.

По мнению истца, при подсчете специального трудового стажа за период с 04 августа 1981г. по 07 августа 1990г. следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972г. № 590, согласно которому при исчислении пенсии по старости на льготных условиях работа в период 1981г. - 1990г. в районах Крайнего Севера должна быть засчитана как один год работы за один год и шесть месяцев.

Казаченко И.И., уточнив исковые требования просил суд признать незаконным решение УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова № 133 от 03 июня 2010г. об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, обязать назначить Казаченко И.И. досрочную пенсию по старости с 27 мая 2010г., при подсчете трудового стажа для назначения пенсии период работы с 04 августа 1981г. по 15 мая 1990г. в районах Крайнего Севера исчислять из расчета один год работы за один год и шесть месяцев стажа, при подсчете трудового стажа для назначении пенсии период работы с 15 мая 1990г. по 19 февраля 1993г. в районах Крайнего Севера исчислять из расчета один год работы за один год стажа, при подсчете трудового стажа для назначении пенсии период работы с 19 февраля 1993г. по 06 августа 1993г. в районах Крайнего Севера исчислять в полуторном размере, взыскать с УПФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., сумму, уплаченную за юридические услуги в размере 1000 руб.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Казаченко И.И. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет (ст.28 указанного ФЗ). Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статье 7 настоящего федерального закона на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

В силу п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке (п.1 ст. 12 указанного Федерального закона).

Согласно п. 2 ст.31 Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Как указано в п.3.2 постановления Конституционного Суда от 29 января 2004г. № 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Пунктом 4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно трудовой книжки Казаченко И.И., зафиксированы следующие периоды его работы в районах Крайнего Севера: 04 августа 1981г. - 14 августа 1982г. - нормировщиком на карьере «Невский» ПРИИСК «ПОБЕДА» комбината «Индгирзолото» МЦМ СССР Оймяконского района Якутсткой АСССР.

14 января 1982г. - 26 марта 1986г. - в различных должностях в комбинате «Индигирзолото» объединения Якутзолото МЦМ СССР

26 марта 1986г.- 01 июля 1986г. - электросварщиком в центральных ремонтно-строительных мастерских комбината «Индигирзолото»

02 июля 1986г. - 17 октября 1986г. - контрольным бурильщиком, горным гормировщиком на ПРИИСКЕ им.Фрунзе Сусуманского горнообогатильного комбината

23 октября 1986г. - 26 августа 1991г. в различных должностях в комбинате «Индигирзолото» объединения Якутзолото МЦМ СССР

26 августа 1991г. - 13 апреля 1992г. мастером РСУ, зам.начальника Индигрского продснаба УРСа «Якутзолото»

14 апреля 1992г. - 06 августа 1993 г. в различных должностях в Государственной налоговой инспекции по Оймяконскому району, республики Саха (Якутия).

Учитывая изложенное, как обосновано указано в принятом по делу решении, в календарном исчислении трудовой стаж Казаченко И.И. в районах Крайнего севера составляет 11 лет 11 месяцев и 28 дней и право на пенсию у него возникает с 27 сентября 2010г. в возрасте 56 лет и 4 мес.

При этом, доводы истца о том, что согласно ст.28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» исчисление периодов его работы в районах Крайнего Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, судом первой инстанции правомерно расценены как необоснованные, поскольку изложенные доводы Казаченко И.И. основаны на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, поскольку продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Казаченко И.И. требований, так как на 27 мая 2010г. у него не возникло право на досрочную трудовую пенсию по заявленным основаниям.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иное толкование автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Ленинского районного суда Саратовской области от 21 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи