Судья Чванов О.А. Дело № 33 – 4611
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2010 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Евтушенко В.М. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Хохловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Саратовской области в лице представителя по доверенности Пилипенко И.В. на решение Кировского районного суда города Саратова от 02 августа 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ министерства социального развития Саратовской области в присвоении Старкову А.А. звания «Ветеран труда».
Признать за Старковым А.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения Старкова А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Старков А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству социального развития Саратовской области (далее по тексту - Минсоцразвития) о признании незаконным отказа ответчика в присвоении истцу звания «Ветерана труда» и присвоении указанного звания. Мотивировал свои требования тем, что 29 декабря 2006 года был награжден медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», в связи с чем 12 февраля 2010 года обратился в Управление социальной защиты населения Воскресенского района Саратовской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако решением от 04 апреля 2010 года ему было отказано в присвоении такого звания. Истец считает данный отказ незаконным и просит его отменить.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Минсоцразвития не согласилось с постановленным решением суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что наличие медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» принимается во внимание для присвоения звания «Ветеран труда» только тем гражданам, которые работают в системе государственной статистики согласно записям в трудовой книжке. На работавших по срочным договорам положения закона, согласно разъяснительному письму Федеральной службы государственной статистики от 08.08.2007 г. № 15-О-5/651, не распространяются.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как усматривается из материалов дела и доводов кассационной жалобы спорным вопросом является не наличие необходимого стажа для присвоения истцу звания «Ветерана труда», а возможность либо невозможность учёта при рассмотрении заявленного истцом требования имеющейся у него ведомственной награды («За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года»), с учётом того, что Старков А.А. не является штатным работником системы государственной статистики.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также граждане, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4).
Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодательством делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов, а не Российской Федерации. То есть в силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» соответствующие меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами.
По смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.
Во исполнение указанного выше Федерального закона были приняты Закон Саратовской области № 241-ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области» и Закон Саратовской области № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области», которые определяют условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда Саратовской области» и меры социальной поддержки данной категории ветеранов.
Статья 2 Закона № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области» устанавливает, что лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения в Министерство социального развития Саратовской области у Старкова А.А. имелась ведомственная медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» (Приложение № 1 к приказу Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2006 г. № 123 указанной медалью награждались не только работники системы Федеральной службы государственной статистики, но также работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, внесшие значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (п. 1 названного Положения).
Из материалов дела видно, что Старков А.А., являясь заместителем главы ОМО Воскресенского района Саратовской области по экономике и сельскому хозяйству, в соответствии с постановлением Главы ОМО названного района от 13.07.2005 г. № 309 был назначен в состав переписной комиссии по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории Воскресенского района л.д. 17-20). С учётом указанных обстоятельств награждение истца медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» соответствует нормам названного выше Положения, утверждённого приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2006 г. В этой связи судебная коллегия не может принять во внимание доводы жалобы кассатора со ссылкой на письмо Федеральной службы государственной статистики от 08.08.2007 г. № 15-О-5/651, поскольку содержание последнего противоречит содержанию названного выше нормативно-правового акта. Кроме того, подобных ограничений не содержат и приведённые выше Законы (Саратовской области и Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Старков А.А. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» и правомерно удовлетворил заявленные им исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами Кировского районного суда, изложенными в обжалуемом судебном решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда города Саратова от 02 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Саратовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: