Судья: Егорова И.А. Дело №33-4616
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Саратов 09 сентября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.
судей Евтушенко В.М., Гладченко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Добровольской М.А. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года, которым постановлено: Добровольской М.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации муниципального образования «Город Саратов » по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: *** для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки) и возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: *** для целей, не связанных со строительством - размещение объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки) - отказать.
заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя Добровольской М.А. - Лукьянова В.Н., просившего об отмене решения суда, представителя администрации МО «Город Саратов» - Межевич Ю.А. полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, исследовав материалы дела,
установила :
Добровольская М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий Администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: *** для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки); возложении на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить и выдать Добровольской М.А. схему расположения земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: *** для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). Свои требования основывает на следующем.
24.02.2010г. Добровольская М.А. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: *** для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки).
24.02.2010 г. ей было подано заявление об утверждении и выдаче схемы расположения данного земельного участка. Письмом первого заместителя главы Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.03.2010 года № 01-10-05-84д заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка рассмотрено по существу и оставлено без удовлетворения.
Согласно доводам заявителя, отказ Администрации муниципального образования «Город Саратов» в утверждении схемы расположения земельного участка незаконен и доводы отказа, изложенные в письмах от 24.03.2010 г. № 01-10-05-84Д и от 22.03.20 г. № 328сс/04-ок о том, что утверждение схемы расположения земельного участка под размещение оборудованной спортивной площадки не соответствует п.8.78 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 года № 230-П и проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не основаны на действующем законодательстве. Пункт 1.1. Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 г. № 230-П, предусматривает, что данный акт содержит лишь основные рекомендации по планировке и застройке городских и сельских поселений Саратовской области, распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих объектов. Добровольская считает, что данный нормативный акт не содержит обязательных ограничений в использовании земельных участков и не применим к спорной ситуации.
По мнению заявителя, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, администрация муниципального образования «Город Саратов» не учла п. 8.79 и п. 8.80 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, которыми рекомендовано озеленение и ограждение спортивной площадки. В этом же акте предусмотрены отступы от границ земельного участка до размещаемой внутри него спортивной площадки для обеспечения озеленения и ограждения. Таким образом, утверждение органа местного самоуправления о применении в данном случае Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области и несоблюдении предусмотренных им рекомендательных расстояний от спортивных площадок Добровольская считает несостоятельным и не основанным на фактах.
По мнению Добровольской, орган местного самоуправления вправе отказать в утверждении схемы расположения земельного участка только в случае ее несоответствия зонированию территорий - если заявителем избраны цель и разрешенный вид использования земельного участка, не предусмотренные зонированием территорий (п.2 ст.7 ЗК РФ, п.4 ст. 34 ЗК РФ). В связи с этим, как полагает Добровольская, ссылка на Региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области, не устанавливающие зонирование территории города Саратова противоречит закону.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В составе этих Правил опубликована Карта градостроительного зонирования территории города Саратова. В письме Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.03.2010 г. № 328сс/04-ок подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков которой является размещение спортивных площадок.
Поскольку заявитель просила предоставить в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством, - для размещения оборудованной спортивной площадки, то, как полагает истец, каких-либо отступлений от зонирования территории города в такой ситуации не имеется. Визуальное сравнение опубликованной Карты градостроительного зонирования территории города Саратова в первоначальной редакции Правил землепользования и проектируемых изменений в этой Карте показало, что границы территориальной зоны Ж4 *** (район Областной клинической больницы) не предполагается изменять.
По мнению Добровольской М.А., утверждение о возможном изменении территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок, не соответствует действительности, официально опубликованными документами не подтверждается. Истец считает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует оформлению ее права на участок.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Добровольская М.А. ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, считает, что судом неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела и представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду (ст. 28 Земельного Кодекса РФ).
Согласно требованиям ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Статьей 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004г., предусмотрено, что орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области –города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а так же предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретения гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного Кодекса РФ, земельных участков, занимаемых жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными ст. 34 Земельного Кодекса РФ, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 01 июля 2006г.
В силу ст. 85 ЗК РФ отчуждению, не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.02.2010 г. Добровольская М.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством (размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: *** кадастровый квартал *** и об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, при этом Добровольской были представлены копии паспорта, топографо-геодезического материала испрашиваемого земельного участка.
Администрацией муниципального образования «Город Саратов» схема расположения земельного участка по испрашиваемому заявителем адресу после рассмотрения структурными подразделениями администрации муниципального образования «Город Саратов» была отклонена от согласования, так как испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280, расположен на территории сложившейся малоэтажной застройки усадебного типа и на смежных земельных участках расположены домовладения. Кроме того, испрашиваемый земельный участок занят зелеными насаждениями. По мнению администрации муниципального образования «Город Саратов», предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду физическому лицу является нецелесообразным.
Как усматривается из материалов дела, факт нахождения на испрашиваемом земельном участке многолетних зеленых насаждений -лесозащитной полосы, подтверждается актом осмотра земельного участка от 25.05.2010г., проведенного специалистом отдела по вопросу соблюдения земельного законодательства Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» и сообщением Управления по инженерной защите администрации муниципального образования «Город Саратов». Испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в зоне действующего оползня и расположен вдоль инженерной защитной стены, возводимой в рамках строительства противооползневых сооружений.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», утвержденными решением городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595 испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к территориальной зоне Р 3.1 (особо охраняемая территориальная зона), что подтверждается материалами дела, а именно фрагментом генерального плана г. Саратова и фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595). При этом вышеназванными Правилами размещение спортивных площадок в зоне особо охраняемых природных территорий, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что решение администрации муниципального образования «Город Саратов» об отклонении от согласования схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, для целей, не связанных со строительством (размещения объекта культуры и спорта - оборудования спортивной площадки) площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: г*** кадастровый квартал ***) является законным, обоснованным и принятым в соответствии с объемом полномочий, предоставленных органу местного самоуправления по эффективному распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное решение принято с учетом частных интересов заявителя - физического лица, имеющего намерение приобрести в аренду земельный участок для оборудования спортивной площадки и публичных интересов, связанных с сохранением зеленых зон занятых многолетними зелеными насаждениями на территории города, являющимися в данном случае лесозащитными насаждениями в зоне действующего оползня. При этом суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленых Добровольской М.А. требований.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
В связи с вышеизложенным, доводы кассационной жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: