Судья: Набенюк А.П. Дело №33-4604
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Саратов 09 сентября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.
судей Евтушенко В.М., Гладченко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Примечаевой Т.М., администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выражающееся в не рассмотрении заявления от 30.04.2010 года Примечаевой Т.М. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью 22 кв.метров, под размещение объекта торговли, торговый павильон, в срок, установленный ст.34 Земельного Кодекса РФ.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Примечаевой Т.М. от 30.04.2010 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: *** площадью 22 кв.метров, под размещение объекта торговли, и принять решение по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст.34 Земельного Кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части заявления Примечаевой Т.М. отказать.
заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя Примечаевой Т.М. – Суркова Д.А., представителя администрации МО «Город Саратов» - Межевич Ю.А., исследовав материалы дела,
установила :
Примечаева Т.М. обратилась с заявлением о признании бездействия незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию решения. Свои требования основывает на следующем.
30.04.2010 года Примечаева Т.М. подала в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о предоставлении ей в аренду на 25 лет земельного участка площадью 22 кв.м., расположенного по адресу: ***, для размещения объекта торговли.
Согласно доводам заявительницы, вышеуказанное заявление соответствовало требованиям ст.34 п.3 Земельного Кодекса РФ. Однако, в нарушение требований ст.34 п.4 Земельного Кодекса РФ до настоящего времени орган местного самоуправления не рассмотрел данное заявление; не принял решение о предоставлении земельного участка в аренду. При этом данным органом местного самоуправления также не принималось решение об отказе в предоставлении права аренды земельного участка.
Основываясь на изложенном, заявительница просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов»; обязать рассмотреть данное заявление, принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Примечаева Т.М. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании администрации МО «Город Саратов» предоставить ей в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 22 кв.м., расположенного по адресу: г***, для размещения объекта торговли и принять новое решение об удовлетворении ее требований в указанной части, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции в данной части не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.
В кассационных жалобах администрация МО «Город Саратов» и Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» ставят вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно требованиям ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и. распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с ФЗ № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии со ст. 12 ч.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59 от 02.05.2006 года, ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 11,29, 34 Земельного Кодекса РФ, вопросы соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Отчуждению, не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), что предусмотренного ст.85 Земельного Кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Примечаева Т.М., 30.04.2010 г. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 25 лет указанного земельного участка. При этом, ею был представлен кадастровый паспорт земельного участка (ст. 29, ст. 34 Земельного Кодекса РФ). Однако, заявление Примечаевой Т.М. не было рассмотрено в установленный законом срок (ст.ст. 29, 34 ЗК РФ).
При таком положении судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что при рассмотрении указанного выше обращения Примечаевой Т.М. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было допущено несоблюдение требований ст.29, ст.34 п.4 Земельного Кодекса РФ, так как орган местного самоуправления не принял решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, равно как не принималось решение об отказе в предоставлении права аренды земельного участка.
Довод Администрации муниципального образования «Город Саратов» о невозможности принятия решения по заявлению, ввиду бездействия Комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов», является необоснованным, так как п.п.3, 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ предусмотрены порядок рассмотрения указанных заявлений и взаимодействия различных подразделений органа местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан.
Судебная коллегия считает, что разрешая возникший спор, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органом местного самоуправления не указаны объективные основания по которым в срок, установленный ст.34 п.3,4 Земельного Кодекса РФ не принято решение по заявлению о возможности предоставления земельного участка в аренду. При этом судом правомерно указано на то, что из кадастровых дел, землеустроительного дела, сведений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, сведений Управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области так же следует, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности муниципального образования и не принадлежит каким-либо иным лицам, в том числе и ФИО1 которая имеет в собственности земельный участок по иному адресу. Сведения о наличии у нее прав на указанный земельный участок, внесены в земельный кадастр ошибочно.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено наличие бездействия со стороны органа местного самоуправления при рассмотрении обращения Примечаевой Т.М., судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов», выражающегося в не рассмотрении заявления от 30.04.2010 года Примечаевой Т.М. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: *** площадью 22 кв.метров, под размещение объекта торговли, торговый павильон, в срок установленный ст.34 Земельного Кодекса РФ, возложения на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление Примечаевой Т.М. от 30.04.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: *** площадью 22 кв. метров, под размещение объекта торговли и принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст.34 Земельного Кодекса РФ.
Судебная коллегия также находит обоснованными выводы суда первой инстанции в части того, что требование Примечаевой Т.М. о понуждении к предоставлению земельного участка в аренду может быть разрешено по существу в случае отказа в удовлетворении такого заявления. Поскольку, как установлено судом, до настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято никакого решения по заявлению Примечаевой Т.М. о предоставлении земельного участка в аренду, правовые основания для возложения на администрацию МО «Город Саратов» обязанности по принятию такого решения на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствуют.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационных жалобах не опровергнуты.
В связи с вышеизложенным, доводы жалоб никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационных жалоб не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: