Судья Шаухарова Т.А. Дело № 33-4447КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2010 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Суворовой Е.Н.,
судей Кривошеевой Н.А., Мельниковой Н.А.,
при секретаре Никишовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Кунчикалеева В.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
по кассационному представлению прокуратуры Заводского района г. Саратова на решение Кировского районного суда г. Саратова от 9 июня 2010 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Суворовой Е.Н., объяснения Кунчикалеева В.Н., поддержавшего доводы представления, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Дюновой Ю.А. (по доверенности № 53 от 12 января 2010 г.), возражавшей против доводов жалобы и отмены решения суда, мнение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Волосатых Т.А., полагавшей, что решение подлежит отмене, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Кунчикалеева В.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований указал, что в апреле 2010 г. по заявлению Кунчикалеева В.Н. проведена проверка по вопросу нарушения его жилищных прав. Проверкой установлено, что Кунчикалеев В.Н. является инвалидом 3-й группы, проходил службу в Демократической Республике Афганистан в период с 21 апреля 1980 г. по 29 июля 1981 г., в Таджикистане - с 08 февраля по 28 февраля 1993 г., является ветераном военной службы. 20 декабря 1997 г. Кунчикалеев В.Н. уволен с действительной военной службы по болезни. В 2005 г. Кунчикалеев В.Н. с составом семьи из 3 человек, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий: на льготный учет ветеранов боевых действий, с учетом предложения общественной комиссии администрации города - с 1998 г. После предоставления Кунчикалеевым В.Н. 04 ноября 2005 г. справки об инвалидности и его заявления, он был переведен в льготную очередь инвалидов войны. Как установлено в ходе проверки, Кунчикалеев В.Н. в администрации района на льготном учете, как инвалид войны, не состоял и не состоит в настоящее время. Администрацией Заводского района МО «Город Саратов» в 2004 г. допущена ошибка, выразившаяся в непринятии на учет в льготную очередь инвалида войны Кунчикалеева В.Н. В результате бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Кунчикалеев В.Н. не обеспечен социальной поддержкой по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Просил признать бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившееся в не постановке Кунчикалеева В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготной очереди инвалида войны и не предоставлении Кунчикалееву В.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Саратова.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказал.
В кассационном представлении прокуратура Заводского района г. Саратова просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. По их мнению, вывод суда первой инстанции об обоснованном отказе ответчика в постановке Кунчикалеева В.Н. на учет как инвалида войны, противоречит закону.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О ветеранах» установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1- 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 16).
Инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пп. 4, п.1 ст. 14).
Решением Волжского районного суда г.Саратова от 14 октября 2005 г. Кунчикалееву В.Н. отказано в удовлетворении иска к администрации г.Саратова о незаконном снятии с льготной очереди для получения жилья и о восстановлении в льготной очереди на получение жилья л.д.62-68).
Решением Кировского районного суда г.Саратова от 26 августа 2009 г. Кунчикалееву В.Н. отказано в удовлетворении иска к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на получение жилищного сертификата, включении в списки на получение жилищного сертификата, выдаче жилищного сертификата л.д.55-67).
Из материалов дела видно, что на основании приказа Министерства обороны Республики Узбекистан № *** от 20 декабря 1997 г. Кунчикалеев В.Н. был уволен с действительной военной службы в запас по болезни, подлежал направлению на учёт в Россию г. Саратов Заводской РВК л.д. 17).
Кунчикалеев В.Н. является участником войны, ветераном военной службы, имеет инвалидность 3 группы в связи с военной травмой л.д. 12, 13, 26, 27, 28, 33, 34).
Из учетного дела *** следует, что 22 июля 1998 г. Кунчикалеев В.Н. был поставлен на учет в администрации г. Саратова для получения жилья за счет средств федерального бюджета (протокол № 14) с составом семьи 3 человека, в соответствии с законом Саратовской области от 12.03.1997 N 12-ЗСО «О предоставлении жилья в Саратовской области»
03 октября 2003 г. Кунчикалеев В.Н. обращался с заявлением к председателю комиссии по выдаче государственных жилищных сертификатов с просьбой включить его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты».
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г.Саратова от 14 июля 2004 г. (протокол № 8), утвержденным постановлением администрации г. Саратова от 29 июля 2004 г. № 178, Кунчикалеев В.Н. снят с регистрационного учета на основании п. 3 ст. 32 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 февраля 1997 г. № 12-ЗСО, как уволенный из Вооруженных сил Узбекистана в 1997 г. л.д. 34-38 гражданское дело Волжского районного суда г. Саратова № 2-1276/05).
В связи с принятием Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (ст. 1) учетное дело Кунчикалеева В.Н. передано из администрации г. Саратова в администрацию Заводского района г. Саратова.
Решениями общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Заводского района от 26 июля 2005 г. и 9 ноября 2005 г. (протоколы № 19, 31), Кунчикалеев В.Н. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран боевых действий и как инвалид войны, очередность по списку № 1049, по списку инвалидов войны № 55, учетное дело ***А л.д. 25, 29-30).
В соответствии с Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 1 мая 2005 г. № 168-П, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим в установленном порядке политику в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства.
При разбирательстве дела судом первой инстанции установлено, что Кунчикалеев В.Н. состоит в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в сводном списке граждан нуждающихся в улучшении условий (ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов), вставших на учет до 1 января 2005 г., под № 1159, как ветеран боевых действий, с датой постановки на учет 22 июля 1998 г.
С учетом установленных обстоятельств о том, что очередь Кунчикалеева В.Н. на получение жилого помещения по договору социального найма еще не подошла, суд первой инстанции, исходя из указанных выше требований закона, а также ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 12, 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что доказательств нарушения прав истца, а также законных оснований для возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке не представлено.
Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда, аналогичны тем, на которые ссылался истец в обоснование своей позиции в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, они являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 9 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Кунчикалеева В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи