№ 33-4603\10 16.09.10г. о признании права на пенсию



Судья Бронникова Л.В. Дело № 33 - 4603

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Евтушенко В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре судебного заседания Левиной З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Новикова С.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 16 июля 2010 года, которым Новикову С.А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию отказано в полном объеме

заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителей Новикова С.А. и образовательного учреждения Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина РОСТО – Аверина М.Ю., отделения Пенсионного Фонда РФ по Саратовской области – Шапкиной Е.В., Бивол Е.А., исследовав материалы дела,

установила :

Новиков С.А. обратился к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) с иском о признании права на пенсию, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что решением УПФ *** от 11 февраля 2010г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации.

Решением УПФ *** от 22 июня 2010г. указанное выше решение изложено в новой редакции. Основанием к отказу в назначении пенсии Новикову послужило отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствие требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В связи с принятием УПФ решения в новой редакции истец уточнил исковые требования. В обоснование иска он указал, что в соответствии с законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990г., законом РСФСР от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет имеют инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов, списки которых утверждены Советом Министров СССР или Министров РСФСР: мужчины по достижению 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов сохраняют свое право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период с 26 июня 1975г. по 15 июня 1999г. Новиков работал в Саратовском учебном авиационном центре им.Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО) на должностях, списки которых утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987г. № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990г. № 370/16-53, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, то есть, по мнению истца, выработал необходимый стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» истец был призван на действительную военную службу в составе Вооруженных сил СССР, которую проходил в период учебы в Калужском авиационном техническом училище с 30 августа 1972г. по 13 июня 1975г. В соответствии с приказом от 30 августа 1972г. ему было присвоено воинское звание - курсант и в связи с этим он приобрел статус военнослужащего. По приказу от 13 июня 1975г. Новиков был уволен с военной службы в Вооруженных силах СССР и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ему устанавливаются предусмотренные данным законом социальные гарантии и компенсации, в том числе гарантия включения нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, ко дню увольнения его общий страховой стаж и стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов составил 28 лет 04 месяца и 17 дней, то есть, как полагает истец, он выполнил условия досрочного назначения пенсии, установленные указанными нормативными актами.

03 февраля 2010г. в возрасте 55 лет Новиков обратился в УПФ за назначением трудовой пенсии досрочно, но решением комиссии от 11февраля 2010г. *** ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина согласно Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ относится к государственной авиации, в связи с этим отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа работы в гражданской авиации. В дальнейшем УПФ приняло новое решение от 22 июня 2010г. ***, в соответствии с которым истец не имеет страхового стажа в гражданской авиации и стажа работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г., Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004г. № МЗ - 637, Постановлений и Определений Конституционного суда РФ придание обратной силы закону не допускается. В связи с этим подлежат применению вышеназванные нормативные акты, действовавшие в период работы в Саратовском УАЦ им.Ю.А.Гагарина. В спорный период времени Новиков так же как и другие работники авиационных организаций ДОСААФ (РОСТО) не мог работать в государственной авиации, в связи с отсутствием в данный период времени такой отрасли народного хозяйства, так как до вступления в законную силу 01 апреля 1997г. Воздушного кодекса РФ понятие государственной авиации в законодательстве отсутствовало. Существовала только одна отрасль народного хозяйства - гражданская авиация, виды деятельности которой ранее были определены Воздушным Кодексом СССР, включая виды деятельности, которые в соответствии с уставом ДОСААФ осуществляли авиационные организации ДОСААФ. В соответствии с Воздушным кодексом РФ авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно - оборонных задач, относится к государственной авиации. При этом государственное регулирование деятельности государственной авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и Указом Президента РФ от 08 августа 1998г. № 938 возложено на Министерство обороны РФ, а государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 14 мая 1996г. № 583 возложено на Федеральную авиационную службу России. Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО в соответствии с уставом аэроклуба оказывает услуги различным организациям, в том числе Министерству обороны РФ. В соответствии с нормативными документами Федеральной авиационной службы России занимается видами деятельности, которые относятся к видам деятельности гражданской авиации. Таким образом, как полагает истец, в период работы с 19 марта 1997г. по 15 июня 1999г. Новикова авиатехником в Саратовском Аэроклубе им.Ю.А.Гагарина РОСТО, данный клуб относился к гражданской авиации. Данное обстоятельство подтверждается: приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 октября 1996г. № 87 «Об организациях выполнения Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения РФ», согласно которому авиационные организации РОСТО и их воздушные суда подлежат сертификации как субъекты авиации общего назначения, которая входит в состав гражданской авиации РФ, приказом Министерства обороны РФ от 08 октября 2000г. № 486, которым были утверждены правила регистрации воздушных судов и аэродромов РОСТО, а также письмом Центрального Совета РОСТО от 22 апреля 2008г. № 1/07-10/428, согласно которому до 02 декабря 1999г., даты принятия постановления Правительства РФ № 1329, авиация РОСТО (ДОСААФ) не относилась к государственной авиации. Право на досрочное назначении пенсии (по достижении мужчинами возраста 55 лет) имеют: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГД СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации (Постановление Совмина СССР от 11 декабря 1987г. № 1412, Постановление СМ РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 и др.). Все указанные работники обладают правом на досрочное назначение пенсии (при наличии стажа работы для мужчин 25 лет, из которых 20 лет на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов), независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работали, а также независимо от формы собственности воздушных судов, работы по непосредственному обслуживанию которых они выполняли. Как полагает Новиков, нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж либо частично). В связи с этим при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, включая и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Право на получение пенсии законом предоставлено гражданам, условия труда которых свидетельствуют о длительном неблагоприятном воздействии на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. К этой категории граждан относятся также и инженерно-технические работники авиации. Решение ответчика об отказе в назначении Новикову досрочной трудовой пенсии по старости носит, по мнению истца, дискриминационный характер, так как допускает такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Новиков С.А. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Судом по мнению автора жалобы, дана неправильная правовая оценка представленным доказательствам.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В силу пп.15 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии со ст.2 Воздушный кодекс Союза ССР 1961г. определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

Статей 3 того же кодекса предусмотрено, что действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту.

В 1983г. был принят новый Воздушный кодекс Союза ССР, который в соответствии со ст.3 определял порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан и распространялся на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.

Статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. и статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. устанавливали, что гражданская авиация СССР применяется для следующих целей: 1)перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2)выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); 3)оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; 4)проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5)проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; 6)проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна. (ст. 10 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г.)

Статья 12 Воздушного кодекса Союза ССР от 1983г. предусматривала, что гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.

К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации (ст.13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г.).

Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1951г. № 3060 «Об объединении ДОСАРМА, ДОСАВА И ДОСФЛОТА во Всесоюзное добровольное общество содействия армии и флоту (ДОСААФ ССР) определены основные задачи ДОСААФ: а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма; ж) развитие служебного собаководства.

Следовательно, как правомерно указано в принятом по делу решении, цели и задачи гражданской авиации и ДОСААФ различны, что делает невозможным отнесение воздушных судов ДОСААФ к гражданской авиации.

Воздушный кодекс 1997г. разграничил авиацию по видам на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, закрепив тем самым, что ДОСААФ не может относиться к гражданской авиации.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. (ст.21 Воздушного кодекса 1997г.). Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ст.22). Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23).

Как усматривается из вышеназванных норм материального закона, с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ (01 апреля 1997г.) воздушные суда ДОССАФ относятся к государственной авиации не зависимо от принятия иных подзаконных актов, а также выполнения обязанными лицами действий по приведению в соответствие с действующим законодательством учредительных и других документов организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459. Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и также установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, работникам, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, и работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 февраля 2010г. Новиков С.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с связи работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации.

Решением от 11 февраля 2010г. *** Новикову С.А. было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации. Решением от 22 июня 2010г. *** названное решение изложено в новой редакции, при этом, основанием к отказу в назначении пенсии Новикову С.А. указано отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствие требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Из материалов дела (трудовой книжки на имя Новикова С.А.) усматривается, что в период с 26 июня 1975г. по 28 марта 1992г. Новиков С.А. работал авиатехником в Саратовском учебном авиацентре ДОСААФ, с 29 марта 1992г. по 15 июня 1999г. авиатехником в Авиационно-спортивном учреждении Саратовском Аэроклубе им. Ю.А.Гагарина РОСТО.

Судебная коллегия, с учетом вышеприведенных положений материального закона, считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что воздушные суда ДОССАФ с 1961г. не относились к гражданской авиации, регистрацию в качестве судов гражданской авиации не проходили, что подтверждается письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 07 августа 2009г. № 22-758.

Из материалов дела следует, что с 30 августа 1972г. по 13 июня 1975г. Новиков проходил обучение в Калужском авиационно-техническом училище ДОСААФ, где получил среднее специальное образование. При этом, училище, как обосновано указано в принятом по делу решении, не относится к военным учебным заведениям. Во время обучения он прошел курс военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса. Из личного дела офицера запаса Новикова С.А. следует, что он в Советской армии не служил, в срок действительной военной службы засчитан указанный период обучения. Тогда как действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения в среднем специальном образовательном учреждении.

Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации, включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне - специальном учебном заведении и периода обучения, которому не предшествовала работа в гражданской авиации - не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, поскольку установлено, что Новиков С.А. не имеет предусмотренного законом для назначении пенсии стажа работы в гражданской авиации, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что, решение УПФ об отказе Новикову в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации соответствует требованиям закона и отказано в удовлетворении заявленного Новиковым С.А. иска.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении. При этом доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 16 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи