Судья Набенюк А.П. Дело № 33-4805
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2010 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмаленко Т.А.
судей Сафоновой Е.Д., Пантелеева В.М.
при секретаре Ковале А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 12 августа 2010 года, которым исковые требования Винокурова М.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на жилищный учет удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Винокуров М.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействий Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными, понуждении поставить его на жилищный учет.
В обоснование иска указал, что проходит службу в органах внутренних дел ГУВД по Саратовской области, а с 14 марта 2010 года в должности участкового уполномоченного милиции в УВД по городу Саратову. В августе 2009 г. он вступил в брак и создал семью с ФИО6, до брака ФИО5 Истец зарегистрирован в доме *** по ул. Шевченко города Петровска Саратовской области, принадлежащем его отцу, членом семьи которого он не является. С семьей проживает в коммунальной квартире *** дома *** по ул. Бульварной, 17/100 долей в праве общей долевой собственности на которую, принадлежат его супруге. Так как своего жилья не имеет, 2.07.2010 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет. Письмом от 15 июля 2010 г. был получен отрицательный ответ с рекомендацией использовать свое право на жилище путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Указывает, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» ему должно быть предоставлено жилое помещение органами государственной власти или муниципального самоуправления не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность. Считая отказ Администрации муниципального образования «Город Саратов» в постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения необоснованным, обратился в суд.
Судом постановлено указанное судебное решение.
В кассационной жалобе третье лицо Комитет по управлению имуществом города Саратова просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, поскольку согласно ст.49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется только малоимущим гражданам. Также полагает, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ за счет средств бюджета данного субъекта или за счет средств федерального бюджета.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
В силу статьи 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. (в редакции от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что заявитель относится к той категории граждан, право которой на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом.
Каких-либо доводов относительно отсутствия иных оснований для принятия семьи истца на жилищный учет, при рассмотрении дела заявлено не было.
Доводы жалобы о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия без обеспечения соответствующими средствами являются нарушением гарантий местного самоуправления, не свидетельствуют о необоснованности решения, поскольку право истца установлено специальным федеральным законом, участником межбюджетных отношений Винокуров М.Н. не является. Решение вопросов возмещения расходов местного бюджета по предоставлению жилья указанной категории граждан не являлось предметом рассмотрения и оценки суда по данному делу.
Решение суда принято в пределах заявленных требований Винокурова М.Н., нарушений материального либо процессуального закона судом допущено не было.
Не могут служить основанием к отмене судебного решения указываемые кассатором обстоятельства о праве данных лиц воспользоваться условиями областной целевой программы, поскольку в реализации прав истца на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с вышеуказанным специальным законом не может быть отказано, поскольку статья 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, в силу чего обоснованно была применена судом при рассмотрении данного дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.360- 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 12 августа 2010 года по иску Винокурова М.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на жилищный учет - оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи