Судья: Негласон А.А. Дело № 33-4837/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бартенева Ю.И., Гладченко А.Н.,
при секретаре Щербаковой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шрама Ю.С. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 августа 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шрама Ю.С. об обязании Министерства обороны Российской Федерации признать его право считаться уволенным в запас военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями отказать.
В удовлетворении исковых требований Шрама Ю.С. об обязании Министерства обороны Российской Федерации и Военного комиссариата Саратовской области обеспечить уволенного в запас военнослужащего Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями жилой площадью по категории уволенного в запас военнослужащего Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями исходя из нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м. на каждого члена семьи и дополнительной площади не менее 15 кв. м. в соответствии со ст. 15.1 и п. 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», общей площадью не менее 69 кв. м., исходя из расчета: (18 кв. м. X 3 человек + 15 кв. м.) отказать.
В удовлетворении исковых требований Шрама Юрия Семеновича об обязании Министерства обороны Российской Федерации выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пунктов управления) оперативного управления штаба военного округа (или равной аналогичной должности) в соответствии со штатным расписанием на 1 февраля 2010 года, исходя из денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, состоящих из окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию отказать.
В удовлетворении исковых требований Шрама Ю.С. к Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи, объяснения Шрам Ю.С. и его представителя Усманова Р.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Шрам Ю.С.обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Саратовской области, Министерству обороны РФ о признать за ним права считаться уволенным в запас военнослужащим Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями, обязании обеспечить его жилой площадью по категории уволенного в запас военнослужащего ВС РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями исходя из нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м. на каждого члена семьи и дополнительной площади не менее 15 кв. м. в соответствии со ст. 15.1 и п. 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», общей площадью не менее 69 кв. м., обязании выплатить ему единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пунктов управления) оперативного управления штаба военного округа (или равной аналогичной должности) в соответствии со штатным расписанием на 1 февраля 2010 года, исходя из денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, состоящих из окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию.
Требования Шрам Ю.С. мотивированы тем, что на военную службу в Вооруженные Силы СССР он поступил 01.09.1966 года. В 1992 году в звании полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пункта управления) - начальника воздушного пункта управления оперативного управления штаба Туркестанского военного округа (ТуркВО) согласно приказа командующего ТуркВО № 0115 от 06.04.1992 года он был откомандирован в распоряжение Министерства по делам обороны Республики Узбекистан для оказания помощи в подготовке военных специалистов, срок откомандирования в приказе не был определен. 20 июня 1992 года Туркестанский военный округ был расформирован. Однако, он не был отозван из командировки и продолжал выполнять приказ. В 1997 году приказом Министра обороны Республики Узбекистан № 01022 от 14 ноября 1997 года без согласования с Министерством обороны РФ Шрам Ю.С. был уволен с военной службы с мотивировкой «по ограниченному состоянию здоровья». На его возражения, что он не может быть таким образом уволен, ему объяснили, что такое увольнение обусловлено Соглашением между оборонными ведомствами России и Узбекистана, подписанным в г. Минске в 1993 году, которое гарантирует военнослужащим после увольнения и при избрании места жительства на территории Российской Федерации равные льготы с уволенными на территории Российской Федерации. Затем в 1998 году Шрам Ю.С. прибыл в г. Саратов и 16.01.1998 г. встал на военный учет в Военном комиссариате Кировского района г. Саратова. В настоящее время получает пенсию как военный пенсионер, однако не может воспользоваться правами и социальными гарантиями, предусмотренными Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76-ФЗ, а именно: ему не выплачено единовременное пособие при увольнении со службы в размере 20 окладов, не предоставлена жилая площадь, не оплачены расходы при переезде к месту жительства. Причиной вышеизложенного является отказ Министерства обороны РФ признать его военнослужащим РФ, по причине его увольнения из ВС Республики Узбекистан. С чем он не согласен, так как присяги Республике Узбекистан не принимал, а оставался военнослужащим России, быть военнослужащим Узбекистана он не мог, поскольку не являлся гражданином данного государства. Был откомандирован за границу как российский военнослужащий, Министерство обороны РФ через свои соответствующие структуры обязано было уведомить его об изменениях в законодательстве России, определяющем его правовой статус, обеспечить соблюдение всех правовых, политических и социальных гарантий, а также сообщить о расформировании Туркестанского военного округа, должны были предложить заключить с ним контракт на продолжение службы или принять решение об увольнении в запас с военной службы ВС РФ со статусом военнослужащего, уволенного в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании Указа Президента РФ от 07.05.1992 г. №446 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», отозвав при этом из командировки из другого государства. Однако, ни одного из этих обязательств Министерство обороны РФ не выполнило, незаконно исключив его из списков военнослужащих и признав законность увольнения военным ведомством другого государства. Незаконными действиями ему причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в 3 000 000 рублей. В связи с чем за защитой нарушенного права Шрам Ю.С. обратился в суд.
Судом постановлено названное выше решение.
В кассационной жалобе Шрам Ю.С. просит отменить решение суда, поскольку оно является незаконным и не справедливым, считает, что оставался военнослужащим России, быть военнослужащим Узбекистана он не мог, поскольку не являлся гражданином данного государства. Был откомандирован за границу как военнослужащий Министерства обороны СССР, выполнял приказ. Считает, что раз присяги Республике Узбекистан он не принимал, отдельного приказа о его принятии в ряды вооруженных сил Республики Узбекистан не издавалось, то ему должны были предложить заключить с ним контракт на продолжение службы или принять решение об увольнении в запас с военной службы ВС РФ со статусом военнослужащего, уволенного в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании Указа Президента РФ от 07.05.1992 г. №446 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», отозвав при этом из командировки из другого государства. Однако, ни одного из этих обязательств Министерство обороны РФ не выполнило, незаконно исключив его из списков военнослужащих и признав законность увольнения военным ведомством другого государства.
В качестве оснований к отмене решения указывается на то, что постановленное судом решение противоречит действующим норма права, в частности Указу Президента РФ от 07.05.1992 г. №446 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Считает, что суд при постановлении решения дал ненадлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не обратил внимание на то, что представленные ответчиком тексты документов были неполными. Суд необоснованно расценил, что факт увольнения истца приказом Министра обороны Республики Узбекистан не имеет юридической силы, так как приказ о его увольнении следует считать ничтожным, поскольку увольнение повлекло нарушение его гражданских прав.
Суд не учел, что социальная защита уволенных военнослужащих является функцией государства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела Шрам Ю.С. поступил на военную службу в Вооруженные Силы СССР 01.09.1966 года.
В 1992 году в звании полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пункта управления) - начальника воздушного пункта управления оперативного управления штаба ТуркВО в соответствии с приказом командующего ТуркВО № 0115 от 06.04.1992 года он был откомандирован в распоряжение Министерства по делам обороны Республики Узбекистан для оказания помощи в подготовке военных специалистов, с освобождением от занимаемой должности (л. д. 113). Войсковая часть 23229, из которой был откомандирован истец в мае 1992 года вошла в состав Вооруженных Сил Узбекистана. Туркестанский военный округ расформирован к 1 июля 1992 года (л. д. 89).
С 06.04.1992 г. по 15.12.1992 г. Шрам Ю. С. назначен на должность старшего офицера отдела боевого управления Министерства по делам обороны Республики Узбекистан. С 15.12.1992 г. по 05.07.1996 г. Шрам Ю. С. проходил военную службу в должности старшего офицера отдела пунктов оперативного управления штаба Министерства обороны Республики Узбекистан. С 05.07.1996 г. по 14.11.1997 г. Шрам Ю. С. назначен на должность старшего преподавателя кафедры Управления войсками и службы штабов Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, данные сведения содержатся в послужном списке истца.
Из справки Управления делами Министерства обороны Республики Узбекистан №11/125 следует, что полковник Шрам Ю. С. с 08.02.1993 г. по 09.03.1993 г. находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. Также в период с 06.08.1994г. по 12.02.1995г. Шрам Ю. С. находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, что подтверждается справкой Штаба коллективных миротворческих сил №1244.
На основании справки №672/П от 15.10.1997 г. об освидетельствовании истца военно-врачебной комиссией Центрального военного госпиталя Министерства обороны Республики Узбекистан приказом Министра обороны Республики Узбекистан Шрам Ю. С. с 14.11.1997 г. уволен с военной службы по ограниченному состоянию здоровья с правом ношения военной формы,
В 1998 году Шрам Ю.С. прибыл в г. Саратов и 16.01.1998 г. встал на военный учет в Военном комиссариате Кировского района г. Саратова. В настоящее время получает пенсию как военный пенсионер.
Согласно Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», заключенному в г. Минске 14.02.1992 г. и решению Совета Министров обороны государств СНГ от 03.12.1992 г. офицерам предоставлялась возможность перевода из Вооруженных Сил государств-участников СНГ в вооруженные Силы Российской Федерации и наоборот при наличии оснований, предусмотренных законодательством каждой из сторон. Перевод лиц офицерского состава, изъявивших желание перевестись для дальнейшего прохождения службы из Вооруженных Сил этих государств в Вооруженные Силы Российской Федерации осуществлялся решением министра обороны соответствующего государства после получения согласия или запроса министерства обороны России.
Согласно ст.1 вышеназванного Соглашения, которое имеет статус международного договора, за военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Вышеназванное Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей подписано Азербайджанской Республикой. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу для указанных государств с момента его подписания.
Статья 2 Соглашения, указывая, что государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод этой категории лиц, дает лишь примерный перечень прав и свобод. В их числе, как права, которые были ранее закреплены законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, так и права, установление которых продиктовано необходимостью обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в новых условиях - распада Союза ССР и образования суверенных государств.
В преамбуле Соглашения указывается, что государства - участники Содружества при принятии этого Соглашения учитывают права военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое, а часть 2 статьи 2 устанавливает, что военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.
Статья 4 Соглашения, гласит: "Государства - участники содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Однако, Шрам Ю. С. на протяжении 5 лет службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан желания о переводе в Вооруженные Силы Российской Федерации не изъявлял, напротив согласился с увольнением его со службы Министром обороны Республики Узбекистан. В связи с чем, доводы истца об отсутствии у него гражданства Республики Узбекистан, не принятии им присяги в указанном государстве, правового значения не имеют, поскольку служба в вооруженных силах Республики Узбекистан происходила в после «переходного периода», периода времени, когда военнослужащие самостоятельно определяли в Вооруженных Силах какого из государств продолжить свою службу. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности истцом свободно выразить свою волю, при рассмотрении дела не установлено.
Кроме того, при наличии состоявшегося факта увольнения Шрама Ю. С. из Вооруженных Сил Республики Узбекистан по ограниченному состоянию здоровья, невозможно считать его одновременно уволенным в запас военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями, что в свою очередь исключает и возможность выплаты единовременного пособия в размере 20 окладов денежного содержания за счет средств Министерства обороны РФ - органа, не производившего увольнение Шрама Ю. С. и в увольнении Шраму Ю.С. незаконно не отказывавшему.
Государства - участники Соглашения взяли на себя обязательства принять в 1992 г. взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе и по вопросу обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем, однако соглашение от 28.03.1997 г. «Об обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах – участниках СНГ» Республикой Узбекистан подписано не было, предусмотренные Соглашением от 14.02.1992 г. внутригосударственные процедуры выполнены не были.
Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода, предусмотренного указанным Законом, до 31 декабря 1994 года.
Согласно ст. 60 Закона РФ от 11.02.1993 г. №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, имеющий воинское звание полковника (капитана первого ранга) или высшего офицера, военнослужащий, занимающий воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника (капитана первого ранга) или высшего офицера, заключает контракт о прохождении военной службы в течение 6 месяцев с момента введения в действие настоящего Закона. При этом, военнослужащий вправе заключить контракт о прохождении военной службы в соответствии с настоящим Законом до окончания переходного периода. Военнослужащий в возрасте старше 40 лет в переходный период вправе заключить первый контракт о прохождении военной службы на срок до 10 лет в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст. 62 указанного Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Вышеназванный Закон не предусматривает обязанности Министерства обороны России быть инициатором заключения соответствующего контракта о военной службе, а предоставляет право (не обязанность) для заключения такого контракта военнослужащему, в связи с чем, доводы истца о неправомерности действий ответчика по не предложению ему со стороны оборонного ведомства заключить контракт на продолжение службы не нашли подтверждения.
С учетом изложенного, в связи с отсутствием нарушений законодательства со стороны Министерства обороны Российской Федерации, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе и требования о компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального закона.
Доводы жалобы сводятся к неверному толкованию норм права и на правильность постановленного решения повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шрам Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи