Судья Беликов О.В. Дело № 33-4990/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Медной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Саратовской области (далее УПФ) на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 июля 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Захаровой Г.А. удовлетворить частично.
Признать решение № 26 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 07.04.2010 года незаконным.
Обязать ГУ УПФР в Красноармейском районе Саратовской области включить Захаровой Г.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении – 1 год к 1 году 3 месяцам следующие периоды: период работы в качестве медицинской сестры Сосновского психоневрологического интерната с 30.07.1985 года по 24.01.1988 года, с 26.07.1989 года по 1.05.1993 года, с 3.07.1993 года по 24.08.1993 года, со 2.02.1995 года по 16.11.1997 года, с 18.12.1997 года по 31.10.1999 года, период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 25.01.1988 года по 25.03.1988 года, и период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 26.03.1988 года по 25.07.1989 года, а периоды обучения на курсах повышения квалификации со 02.05.1993 года по 2.07.1993 года, с 17.11.1997 года по 17.12.1997 года, с 15.02.2005 года по 18.03.2005 года и с 02.11.2009 года по 17.12.2009 года включить в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»,
заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителей УПФ Шапкиной Е.В. и Чернышова С.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения Захаровой Г.А. и ее представителя адвоката Котельникова В.А., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела,
установила:
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ № 26 от 07.04.2010 г. Захаровой Г.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Захарова Г.А., считая действия УПФ неправомерными, обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконными названное решение, а также протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ № 297 от 07.04.2010 г., включить в стаж работы для начисления льготной пенсии периоды отпуска по уходу за ребенком с 26.10.1993 г. по 01.02.1995 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации со 02.05.1993 года по 2.07.1993 года, с 17.11.1997 года по 17.12.1997 года, с 15.02.2005 года по 18.03.2005 года и с 02.11.2009 года по 17.12.2009 года, а также периоды работы в Сосновском психоневрологическом интернате с 30.07.1991 года по 31.10.1999 года.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить в части возложения на УПФ обязанности по включению в стаж, в том числе в льготном исчислении периодов работы в Сосновском ПНИ, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Захаровой Г.А. отказать. В обоснование жалобы указывает, что истицей подтверждена только лечебная деятельность в сельской местности, документы, подтверждающие лечебную деятельность в городе ею не представлены. Также считает, что психоневрологический интернат не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, в результате чего соответствующие периоды работы Захаровой Г.А. незаконно включены судом в стаж лечебной деятельности с применением льготного порядка исчисления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых даёт право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, поименованы операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений.
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
При этом Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным вышеназванным постановлением, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 – установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, к таким должностям относится должность медицинской сестры, кроме того в списке указано такое учреждение социального обслуживания как психоневрологический интернат.
Материалами дела установлено, что 30.07.1985 года Захарова Г.А. была принята на работу на должность медицинской сестры в Сосновский психоневрологический интернат.
Согласно записи в трудовой книжке от 30.12.2005 года Сосновский ПНИ был переименован в ГУ «Сосновский ПНИ».
Судом первой инстанции также установлено, что ГУ «Сосновский ПНИ» является специализированным медико-социальным учреждением, основными целями которого, в том числе являются осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; оказание специализированной медицинской помощи и контроль по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что периоды работы Захаровой Г.А. в должности медицинской сестры ГУ «Сосновский ПНИ» подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Кроме того, в принятом по делу решении правомерно указано на то, что на тот момент действовала ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которой по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п. 21 разъяснений Минтруда РФ № 5 от 22 мая 1996 года в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Из письма Министерства социальной защиты населения РФ от 27 ноября 1995 года следует, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.92 могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 октября 1989 года № 24/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе в иных случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Судебная коллегия считает необоснованным довод жалобы о невозможности включения истице в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении. В соответствии со ст. 165 КЗоТ РСФСР, действовавшей в этот период, женщинам предоставлялся оплачиваемый отпуск по беременности и родам. За время отпуска сохранялось место работы (должность).
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.
Согласно информационному письму Минтруда РФ и Пенсионного фонда России от 4 ноября 2002 г. N 7392 ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам", период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12. 2005 г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
С учетом изложенного суд обоснованно обязал УПФ включить в специальный стаж работы истицы указанные периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в льготном исчислении.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда в Красноармейском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи