№33-5104/10 - восстановление пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица



Судья: Негласон А.А. Дело № 33-5104/2010

кассационное определение

7 октября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Бартенева Ю.И.,

при секретаре Гончаровой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее УПФ) на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова 16 августа 2010 года, которым постановлено:

«Восстановить Соколовой Н.А. – правопреемнику умершего 27.12.2009 года застрахованного лица Соколова Г.В. пропущенный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета»,

заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя УПФ Рословой В.В. по доверенности от 11.01.2010 года, поддержавшей доводы жалобы, объяснения Соколовой Н.А., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,

установила:

Соколова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. Свои требования мотивировала тем, что 27 декабря 2009 года умер ее муж Соколов Г.В., за которого уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ. Установленный законодательством шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен ею в связи с тем, что свидетельство о праве на наследство по закону было получено ею лишь 23 июля 2010 года, о возможности получения средств пенсионных накоплений она не знала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что получение истицей свидетельства о праве на наследство по истечении шестимесячного срока с момента смерти застрахованного лица не являлось препятствием для своевременного обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п. 6 ст. 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случаях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, предусмотренном п. 12 ст. 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной частииндивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:

в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);

во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной частииндивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" установлено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.

При этом восстановление указанного срока зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой указанных средств суд выясняет как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Поскольку какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.

Судом первой инстанции установлено, что Соколова Н.А. является наследником первой очереди после Соколова Г.В., умершего 27.12.2009 г., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 8), свидетельством о смерти Соколова Г.В. (л.д. 5).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об уважительности причин пропуска Соколовой Н.А. срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. При этом суд обоснованно исходил из правовой неграмотности Соколовой Н.А., полагавшей, что обратиться за указанными выплатами она может лишь после получения свидетельства о праве на наследство по закону после умершего супруга Соколова Г.В.

При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела. Все приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

В кассационной жалобе доводов к отмене судебного решения не приведено, все они сводятся к переоценке обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи