Судья: Евлампиева Л.В. Дело № 33- 4978/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2010 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего: Коршунова Р.В.,
судей: Бартенева Ю.И., Гладченко А.Н.,
при секретаре Щербаковой Д.С.,
с участием прокурора Савельева А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» и кассационному представлению помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области на решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 16 июня 2010 года, которым постановлено (с учетом дополнительного решения того же суда от 02.07.2010 г.):
Ионину Е.А. восстановить на работе в Муниципальном учреждении «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» в должности оператора котельной с 26.04.2010 г.
Взыскать с Муниципального учреждения «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» в пользу Иониной Е.А. заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 10728 рублей 64 копейки, взыскать в счет компенсации морального вреда 3000 рублей, расходы на оплату услуг представителя 3000 рублей, судебные расходы 1000 рублей, а всего 17728 рублей 64 копейки.
В остальной части исковых требований Иониной Е.А. к Муниципальному учреждению «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» отказать.
Взыскать с Муниципального учреждения «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» государственную пошлину в доход государства в сумме 4429 рублей 15 копеек.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» Дюкарева В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения Иониной Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Савельева А.Д., полагавшего об отмене решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ионина Е.А. обратилась в суд с иском к МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» о восстановлении на работе в должности оператора котельной, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в обоснование исковых требований указав, что 01.09.2008 г. была принята в МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» на должность оператора котельной с испытательным сроком 2 месяца. 26.04.2010 г. была уволена с занимаемой должности в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с окончанием срока действия трудового договора. Считает, что работодателем был нарушен порядок увольнения, её увольнение по указанному основанию произведено без достаточных к тому оснований и с нарушением положений ст. 79 ТК РФ. 01.09.2008 г. с ней был заключен не срочный трудовой договор, поэтому уволить по истечении срочного договора её не могли. В трудовом договоре речь о сезонном характере работы не идет. Считает, что увольнением допущена дискриминация труда, так как увольнение по вышеуказанному основанию спровоцировано её обращение в прокуратуру с жалобой на неправильное начисление заработной платы. В связи с чем просила взыскать в её пользу недополученную заработную плату с 01.01.2010 г. и средний заработок за время вынужденного прогула с 26.04.2010 г. по день восстановлении на работе, компенсировать моральный вред в сумме 30000 руб. и возместить судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» просит решение суда отменить, как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно то, что трудовые правоотношения, сложившиеся между сторонами, являются бессрочными, поэтому работодателем не был нарушен порядок увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку с истицей начались трудовые отношения 01.09.2008 г., а трудовой договор в письменном виде в порядке ст. 58 ТК РФ был заключен с Иониной Е.А. 04.03.2010 г. В трудовом договоре указано, что он заключается на период отопительного сезона, то есть с 15.10.2009 г. по 15.04.2010 г. Истица не воспользовалась правом перевода на другую работу на весеннее - летний период, поэтому обоснованно была уволена по окончании действия срочного трудового договора.
В кассационном представлении помощника прокурора также ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в кассационном представлении, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене в части удовлетворенных исковых требований.
При рассмотрении дела суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение по делу, однако не верно применил нормы материального права.
Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Судом первой инстанции установлено, что Ионина Е.А. согласно выписке из приказа № 24 от 01.09.2008 г. была принята на должность оператора котельной с 01.09.2008 г. с испытательным сроком 2 месяца (л.д.15). Затем с истицей 04.03.2010 года был заключен срочный трудовой договор б/н на срок с 15.10.2009 г. по 15.04.2010 г., согласно которому истица была принята на должность оператора котельных установок с возложением обязанностей сторожа (л.д. 12). Приказом директора МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» Дюкарева В.В. от 26.04.2010 г. № 11 Ионина Е.А. в связи с окончанием срока трудового договора была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании недополученной заработной платы с 01.01.2010 г., так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела в указанной части мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и сторонами не обжалованы.
Вместе с тем, в остальной части решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 58 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Согласно ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, в том числе, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Согласно ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).
Таким образом, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 58, часть первая статьи 59 ТК РФ).
В соответствии с частью второй статьи 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.
Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
Суд первой инстанции при постановлении решения не учел следующее:
-заключение срочного трудового договора с Иониной Е.А. не противоречило действующему трудовому законодательству, у работодателя имелись основания для заключения с истицей срочного трудового договора в связи с выполнением сезонных работ в течение определенного периода (сезона);
-между сторонами 04.03.2010 года был заключен срочный трудовой договор б/н на срок с 15.10.2009 г. по 15.04.2010 г., по истечении которого Ионина И.А. была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Доказательств того, что истицей был вынужденно заключен срочный трудовой договор, Иониной Е.А. не представлено;
-работодателем не нарушена процедура увольнения истицы, так как о предстоящем увольнении по истечении срока действия трудового договора истице было известно заблаговременно (л.д.92, 93), истица была уволена по истечении срока договора после окончания её отпуска, продленного в связи с получением листка нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно в указанной части подлежит отмене.
Судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов не имеется, так как удовлетворение указанных требований, согласно ст. 394 ТК РФ, возможно только в случае, если увольнение будет признано незаконным, для чего в данном случае оснований не имеется.
Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, считает правильным не передавая дело на новое рассмотрение в суд, вынести по делу новое решение, отказав Иониной Е.А. в иске к МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Подлежит отмене решение суда и в части взыскания с МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» государственной пошлины в доход государства в сумме 4429 рублей 15 копеек (ст. 103 ГПК РФ)..
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 16 июня 2010 года (с учетом дополнительного решения того же суда от 02.07.2010 г.) в части удовлетворения заявленных исковых требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, и в части взыскания судебных расходов - отменить.
В указанной части вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Иониной Е.А. к МУ «Краснокутский физкультурно – оздоровительный комплекс» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов -отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: