Судья <данные изъяты> Дело № 33 – 5160/10КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Кривошеевой Н.А. и Рябихина О.Е.,
при секретаре судебного заседания Дементьевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Машковой Л.Г. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 6 августа 2010 г. по исковому заявлению Тимофеева А.П. к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на самовольное строение, которым постановлено:
признать за Тимофеевым А.П. право собственности на самовольное строение нежилое здание – гараж, общей площадью 127,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., представителя Тимофеева А.П. – Алексееву М.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тимофеев А.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского района г. Саратова, Комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на нежилое гаражное строение, общей площадью 127,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что постановлением администрации г. Саратова от 12 декабря 1997 года ему предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок, занимаемый гаражом во дворе жилого дома <адрес>, площадью 30 квадратных метров. Дополнительно Постановлением мэра г. Саратова от 19 августа 1999 года ему в аренду сроком на пять лет для строительства пристройки к существующему гаражу по <адрес> предоставлен земельный участок площадью 28 кв.м.
Во исполнение вышеуказанных постановлений между Администрацией г. Саратова и Тимофеевым А.П. были заключены договоры аренды на предоставленные земельные участки № № от 15 января 1998 года и № № от 11 октября 1999 года. Указанные договоры зарегистрированы в установленном порядке в управлении Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Саратовской области. В целях реализации разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка им была возведена пристройка к существующему гаражу. Возведенный объект представляет собой нежилое здание-гараж, общей площадью 127,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Истец указывает на то, что ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» составлен технический паспорт данного объекта недвижимости. Строительство объекта осуществлено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, с соблюдением строительных норм и правил, что подтверждается письмом Комитета по архитектуре и градостроительству г. Саратова, техническим заключением по результатам обследования объекта недвижимости нежилого фонда, письмом ОГПН по Октябрьскому району г. Саратова, письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО1. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований Тимофеева А.П. отказать. Считает, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Право собственности истца на самовольно возведенное строение признано необоснованно, поскольку существование данного объекта нарушает права и законные интересы третьих лиц. Срок действия договоров аренды отведенных земельных участков, расположенных под нежилым строением, истек в 2004 году, следовательно, право на указанный земельный участок у Тимофеева А.П. отсутствует.
Кроме того, самовольное строение Тимофеева А.П. частично расположено за пределами ранее отведенных земельных участков, что также лишает его права на получение самовольного строения в собственность.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Тимофеева А.П. – Алексеева М.Ю. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно п. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
Таким образом, право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, которому в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, для этих целей отведен земельный участок, и сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Право собственности на объект недвижимости может быть признано только при наличии совокупности всех перечисленных обстоятельств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности данных обстоятельств.
В частности, судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Тимофеев А.П. имеет право аренды на расположенный под самовольной постройкой земельный участок общей площадью 58 кв.м. в силу следующих обстоятельств.
Постановлением администрации г. Саратова от 22 декабря 1997 года № № Тимофееву А.П. предоставлен земельный участок размером 30 кв.м. в краткосрочную аренду сроком на пять лет, занимаемый гаражом по <адрес> (л.д.8). На основании постановления мэра г. Саратова от 19 августа 1999 года № № Тимофееву А.П. дополнительно предоставлен в аренду земельный участок площадью 28 кв.м. сроком на пять лет для строительства пристройки к существующему гаражу по <адрес> (л.д.9).
15 января 1998 года между Администрацией г. Саратова и Тимофеевым А.П. заключен договор аренды земельного участка №№ (л.д.14-15), согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на срок 5 лет земельный участок, имеющий кадастровый номер №, площадь 30,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальным гаражом.
11 октября 1999 года между арендодателем в лице Администрации г. Саратова и Тимофеевым А.П. заключен договор аренды земельного участка №№, в соответствии с которым арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на срок 5 лет земельный участок, имеющий кадастровый номер №, площадью 58 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальным гаражом и пристройкой к существующему гаражу (л.д.10-11).
Право аренды Тимофеева А.П. на указанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.16).
В соответствии с п. 1 ст. 621 ГК РФ по истечении срока действия договора арендатор имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях.
В силу п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Установлено, что по истечении срока действия договоров аренды арендные отношения между сторонами не прекращены, соглашение об их расторжении ими не подписывалось, Тимофеев А.П. продолжает оплачивать арендную плату за пользование земельным участком и фактически пользуется последним в соответствии с разрешенным использованием. Возражений со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» в адрес Тимофеева А.П. не поступало. Следовательно, действие ранее заключенных между сторонами договоров аренды земельного участка общей площадью 58 кв.м. после истечения срока их действия возобновлено на неопределенный срок.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что весь земельный участок, на котором возведено строение, отведен Тимофееву А.П. в аренду, поскольку допустимыми доказательствами указанный вывод не подтвержден.
Признавая данное обстоятельство установленным, суд первой инстанции руководствовался Техническим заключением, составленным Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по итогам обследования основных строительных конструкций на 2-х-этажное нежилое здание-гараж (литер ГГ1) с погребом (литер ПГ), расположенных по адресу: <адрес> (л.д.35-45).
Вместе с тем, Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не вправе осуществлять кадастровую деятельность - действия по подтверждению существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Исходя из смысла статьей 1, 16 и 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. В переходный период - до 1 января 2013 года, в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые (технические) паспорта объектов недвижимости выдают соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из технического паспорта объекта недвижимости нежилого фонда – нежилого здания-гаража, изготовленного 23 марта 2010 года ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», усматривается, что общая площадь первого этажа индивидуального гаража с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес> составляет 63,8 кв.м., что превышает площадь земельного участка, предоставленного Тимофееву А.П. в аренду (л.д.28-34).
Таким образом, часть строения возведена Тимофеевым А.П. на не отведенном ему земельном участке, что, исходя из положений ст. 222 ГК РФ, исключает правовую возможность признания за истцом права собственности на указанное строение.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 6 августа 2010 года по исковому заявлению Тимофеева А.П. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на самовольное строение отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Тимофеева А.П. отказать.
Председательствующий:
Судьи: