№ 33-5286 от 20.10.2010 г.



Судья Ионова А.Н. Дело №33 –5286

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.

судей Пантелеева В.М., Пункиной Т.М.

с участием прокурора Медведевой З.А.

при секретере Аникиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Газнефтьбанк» на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 сентября 2010 г., которым постановлено:

Признать незаконными действия ОАО «Газнефтьбанк» по непредставлению по запросу прокурора Фрунзенского района г.Саратова № от 11 мая 2010 года сведений о заключенных государственными служащими и членами их семей (супруг (супруги) несовершеннолетних детей) в банке кредитных договорах и поручительстве по кредитным договорам, наличии лицевых счетов содержателей пластиковых карт в ОАО «Газнефтьбанк»; обязать ОАО «Газнефтьбанк» предоставить прокурору Фрунзенского района г. Саратова по запросу № от 11 мая 2010 года сведения о заключенных в банке кредитных договорах государственными служащими и членами их семей (по предъявленному списку), являются ли они поручителями по кредитным договорам, открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя открытого акционерного общества «Газнефтьбанк» - Горшениной А.С.(доверенность от 01.09.2010 г. № 116), поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Фрунзенского района г. Саратов обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, просил признать незаконными действия открытого акционерного общества «Газнефтьбанк» (далее – ОАО «Газнефтьбанк», Банк) по непредставлению сведений по запросу прокурора о заключенных государственными служащими и членами их семей (супруга (супруги), несовершеннолетних детей) в банке кредитных договорах и поручительстве по кредитным договорам, наличии лицевых счетов, просит обязать Банк предоставить прокуратуре Фрунзенского района г.Саратова по запросу № от 11 мая 2010 года сведения о заключенных в банке кредитных договорах государственными служащими и членами их семей (по предъявленному списку) о том, являются ли они поручителями по кредитным договорам, открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

В обоснование требований указывал, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации», планом работы прокуратуры Фрунзенского района г.Саратова на 2 квартал 2010г. по выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, информационного письма заместителя прокурора Саратовской области от 25.03.2010г. № «Об организации проверок исполнения законодательства, регламентирующего представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» во втором квартале 2010 года проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении во Фрунзенском районном отделе судебных приставов г.Саратова ГУ ФССП по Саратовской области. Проверкой установлено, что в нарушение законодательства справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (наличия недвижимого имущества, транспортных средств, о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях) сотрудниками Фрунзенского районного отдела судебных приставов г. Саратова ГУ ФССП по Саратовской области представлены в кадровую службу с нарушением установленного порядка. По выявленным нарушениям законодательства о государственной службе руководителю ГУ ФССП по Саратовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным государственным служащим в соответствии с законодательством РФ.

В рамках проверки прокуратурой района также был направлен запрос № от 11.05.2010 г. и в ОАО «Газнефтьбанк» о предоставлении сведений следующего характера: заключали ли в банке кредитные договора или являются ли поручителями по кредитным договорам государственные служащие и члены их семей (по представленному списку), открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк». Письмом председателя правления ОАО «Газнефтьбанк» от 18.05.2010 г. № в предоставлении запрашиваемой информации отказано со ссылкой на п. 1 ст.857 ГК РФ и ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Непредставление ОАО «Газнефтьбанк» запрашиваемых на основании полномочий прокурора, определенных законодательством о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, прокуратуре РФ, сведений препятствует прокуратуре района выполнению возложенных на неё функций по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ОАО «Газнефтьбанк» просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурору отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют нормам материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что банк не отказался дать ответ на запрос прокурора № от 11.05.2010 г. о предоставлении сведений в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей Фрунзенского районного отдела судебных приставов г. Саратова ГУ ФССП по Саратовской области следующего характера: заключали ли в банке кредитные договора или являются ли поручителями по кредитным договорам государственные служащие и члены их семей(по представленному списку), открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

Суд первой инстанции удовлетворение требований прокурора мотивировал тем, что запрос прокурора Фрунзенского района г.Саратова связан с возложенными на прокурора законом функциями по надзору за исполнением законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении во Фрунзенском районном отделе судебных приставов г.Саратова ГУ ФССП по Саратовской области: достоверности, полноты предоставленной информации об имуществе и обязательствах имущественного характера. Прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Непредставление ОАО «Газнефтьбанк» запрашиваемых на основании полномочий прокурора, определенных законодательством о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, прокуратуре Российской Федерации, сведений препятствует прокуратуре района осуществлению возложенных на нее функций государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, и нарушает интересы Российской Федерации, так как приводит к невозможности осуществления контроля за соблюдением государственными служащими законодательства о государственной службе, так как бесконтрольное поведение государственных служащих может способствовать проявлениям коррупции и создать благоприятную почву для дальнейшего нарушения законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда ошибочными, не соответствующими нормам материального права.

В силу положений ст. 857 ГК РФ Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Согласно ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990г. N 395-1 (в редакции Федеральных законов от 23.12.2003г. N 181-ФЗ, от 24.07.2007г. N 214-ФЗ, от 02.10.2007г. N 225-ФЗ) справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Положения указанной статьи содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. Органы Прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне.

В соответствии с п.6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

К указанным законам относится Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации", в п. 1 ст. 9.1 которого указано, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

К такому закону относится и Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009г. N 172-ФЗ, где в ч.2 ст. 3 указано, что прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В соответствии с ч.6 ст. 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. N 79-ФЗ ( в редакции от 14.02.2010г.) проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями ч.6 ст.8 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008г. N 273-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 21.09.2009г. N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

В данном Положении прокурору не предоставлено право указанной проверки в отношении сотрудников ГУ Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, ОАО «Газнефтьбанк» не имел оснований для удовлетворения требований, указанных в запросе прокурора № от 11.05.2010 г. о предоставлении сведений в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей Фрунзенского районного отдела судебных приставов г. Саратова ГУ ФССП по Саратовской области следующего характера: заключали ли в банке кредитные договора или являются ли поручителями по кредитным договорам государственные служащие и члены их семей (по представленному списку), открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь ст.361,362,363 ГПК РФ, считает, что решение суда подлежит отмене. Следует принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении его исковых требований, поскольку установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 сентября 2010 г. отменить.

Принять новое решение, которым отказать прокурору Фрунзенского района г. Саратова в удовлетворении иска о признании незаконными действия ОАО «Газнефтьбанка» по непредставлению по запросу прокурора Фрунзенского района г.Саратова № от 11 мая 2010 года сведений о заключенных государственными служащими и членами их семей (супруга (супруги), несовершеннолетних детей) в банке кредитных договорах и поручительстве по кредитным договорам, наличии лицевых счетов; возложении обязанности на ОАО «Газнефтьбанк» предоставить прокурору Фрунзенского района г.Саратова по запросу № от 11 мая 2010 года сведений о заключенных в банке кредитных договорах государственными служащими и членами их семей (по предъявленному списку),а также о том, являются ли они поручителями по кредитным договорам, открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

Председательствующий

Судьи