Судья Подветельнова О.М. Дело № 33-5346
кассационное определение21 октября 2010 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Михайлова В.Е. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Левиной З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лушпий В.П. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о возложении обязанности выплатить задолженность по ежемесячной денежной выплате вдове военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы,
по кассационной жалобе Лушпий В.П. на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 20 сентября 2010 года, которым постановлено:
Лушпий В.П. в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате, установленной для участников Великой Отечественной войны, образовавшейся за период с 01.01.2005 года по 31.03.2007 г. в размере 26353 руб. 08 коп., отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения истца Лушпий В.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова Рословой В.В., действующей по доверенности № 09-03 от 11.01.2010 г., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:Лушпий В.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова (далее – УПФР) о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате (далее - ЕДВ) за период с 1 января 2005 г. по 31 марта 2007 г. в размере 26535 руб. 08 коп. В обоснование своих требований указала, что на основании Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" она как вдова военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеет право на ЕДВ, установленную для участников Великой Отечественной войны Федеральным законом "О ветеранах" с 01.01.2005 г. Однако ответчик начал производить данную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 01.04.2007 г. В результате образовалась задолженность в указанной выше сумме, которую она просила взыскать.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Лушпий В.П. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении в полном объёме заявленных исковых требованиях. В обоснование доводов жалобы указывает, что при постановке решения суд должен был руководствоваться Конституцией РФ, поскольку все остальные правовые акты не должны ей противоречить. Правовые последствия возникают не в момент вынесения акта Конституционным Судом РФ, а в момент вступления в законную силу Конституции РФ. Неправильно определив момент начала выплаты ЕДВ, приравненных к выплатам участников ВОВ Пенсионный фонд РФ ухудшил её материальное положение, причинил материальный и моральный ущерб.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям статьи 347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жён погибших военнослужащих распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В связи с принятием Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" вышеназванный Закон СССР фактически утратил силу на территории РФ.
Принятый 12.01.1995 г. Федеральный закон "О ветеранах" в ст.15 определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, а в ст.21 – меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закон "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.1 и на период с 1 января по 31 декабря 2005 года определены размеры ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей.
Система социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст.44), размер которой в соответствии с пп.2 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона 22.08.2004 г. № 122-ФЗ по состоянию на 01.01.2005 г.) определён для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г. 1500 руб., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 600 руб., из которых 450 руб. составляет государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.
Суд установил, что Лушпий В.П. является вдовой военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы. В 1987 г. ей назначена пенсия по случаю потери кормильца, а в 2000 году выдано удостоверение о праве на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах", как члену семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего. Пенсионным органом была назначена соответствующая сумма ЕДВ.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П по жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение её конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была выражена конституционно-правовая позиция о том, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление жёнам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 г. в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
В соответствие с конституционно-правовым смыслом законоположений, выявленным в указанном Определении Конституционного Суда РФ, территориальным органом УПФР истцу была установлена ежемесячная денежная выплата в размере, определённом для участников Великой Отечественной войны с 04.04.2007 г., то есть с момента вступления в силу вышеназванного Определения Конституционного Суда РФ.
Довод жалобы о том, что размер ЕДВ как для участников Великой Отечественной войны необходимо было устанавливать с 1 января 2005 года не может быть принят во внимание, поскольку согласно общему порядку, вытекающему из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" акт или его отдельных положения, признанные неконституционными утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в указанном Определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П специально не оговаривал порядок вступления его в силу и срок исполнения. Поэтому оно должно применяться с момента его провозглашения, то есть с 04 апреля 2007 года.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:Решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лушпий В.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи