Судья: Назаров П.С. Дело №33-5123/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бартенева Ю.И. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области (далее Администрация города) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 4 августа 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области, выразившееся в отсутствии обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области.
Обязать администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области производить обслуживание 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области, в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации.
Администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области обязана начать производство обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области, в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Балаково в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение отказать»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Администрации города Климановой В.Н. по доверенности от 13.01.2010 года, поддержавшей доводы жалобы, представителя администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее Администрация района) Паршина С.А. по доверенности от 11.01.2010 года, представителя Правительства Саратовской области Ильинова Д.В. по доверенности от 18.05.2010 года, возражавших против удовлетворения жалобы, объяснения прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, изучив материалы дела,
установила:
заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации района, Правительству Саратовской области, Администрации города с заявлением об оспаривании бездействия ответчиков, возложении обязанности устранить нарушения, указав, что 9 апреля 2007 года между управлением капитального строительства комитета по вопросам промышленности, строительства и транспорта Администрации района и индивидуальным предпринимателем Ш. был заключен муниципальный контракт для выполнения проектных работ по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области», в проектные работы вошли, в том числе и полевые работы с устройством разведочно-эксплуатационных скважин в количестве 36 штук, расположенных по Набережной Леонова в городе Балаково. Данные скважины являются первой линией отсекающего дренажа, предназначены для защиты поселка Сазанлей города Балаково от подтопления. Согласно проекту бурения водопонижающих скважин по объекту, необходимо проведение ежегодного технического обслуживания скважин, с 2007 года данные водопонижающие скважины не поставлены на баланс ни Администрации района, ни Администрации города, и их обслуживание не осуществляется, что может повлечь затопление жилых домов в поселке Сазанлей города Балаково.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене решения по тем основаниям, что не является собственником спорных водопонижающих скважин, и в этой связи не вправе предпринимать какие-либо действия в отношении не принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе осуществлять права и обязанности собственника гидротехнического сооружения, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Указывает, что Администрация города не являлась ни заказчиком проекта, ни стороной государственного и муниципального контрактов по выполнению работ в рамках проекта «Гидроинженерная защита территории п.Сазанлей», проектная и техническая документация по данному проекту Администрации города не представлялась. Кроме того, считает, что водопонижающие скважины являются не бесхозяйным имуществом, а фактически самовольной постройкой.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении настоящего дела правильно применены нормы материального права.
Так, судом первой инстанции верно указано, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичная норма содержится в п.п. 4 и 8 ст. 3 Устава муниципального образования город Балаково, принятого Решением Совета муниципального образования города Балаково от 12 декабря 2005 года N 14.
Материалами дела установлено, что на территории муниципального образования города Балаково Саратовской области в поселке Сазанлей расположены 36 гидротехнических сооружений (водопонижающих скважин) (далее - ГТС), что подтверждается паспортами ГТС (л.д. 21-56), муниципальным контрактом № 1 от 9 апреля 2007 года, заключенным между управлением капитального строительства комитета по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области и ИП Ш. (л.д. 84-87), государственным контрактом № 129 «с» от 11 декабря 2007 года, заключенным между комитетом капитального строительства Саратовской области и ЗАО Х (л.д. 167).
Согласно ответам управления строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Администрации района (л.д. 20), комитета капитального строительства Саратовской области (л.д. 166) эксплуатация ГТС с 2007 года не производилась, денежные средства на эти цели из какого-либо бюджета не выделялись.
Поскольку, ситуация, связанная с повышением уровня грунтовых вод в поселке Сазанлей города Балаково не выходит за пределы муниципального образования города Балаково и поселок Сазанлей полностью находится на территории данного муниципального образования, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований к администрации муниципального образования город Балаково.
Доводы жалобы о том, что суд своим решением обязал принять меры к содержанию объектов, не находящихся в собственности муниципального образования, и Администрация города не является заказчиком данного проекта, не могут быть приняты во внимание. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает орган местного самоуправления от обеспечения их безопасности. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. А согласно п. 19 ч. 2 той же статьи в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные ГТС являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Довод кассационной жалобы о том, что водопонижающие скважины являются не бесхозяйным имуществом, а фактически самовольной постройкой, опровергается материалами дела, объяснениями ИП Ш.., представителя Администрации района, данными в ходе судебного заседания при рассмотрении дела районным судом (л.д. 215, 216).
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства и к переоценке представленных доказательств.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 4 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования город Балаково - без удовлетворения.