Судья Агаркова С.Н. Дело № 33 – 5366
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2010 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Гладченко А.Н. и Михайлова В.Е.,
при секретаре Хохловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице представителя по доверенности Сащенко С.Г. на решение Волжского районного суда города Саратова от 07 сентября 2010 года, которым постановлено:
Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Журавлевой Е.Л. от 18 мая 2010 года, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Журавлевой Е.Л. от 18 мая 2010 года об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Журавлева Е.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в не утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> и непринятии решения о предоставлении в аренду сроком на 49 лет указанного земельного участка для индивидуальной жилой застройки, а также понуждении администрации МО «Город Саратов» утвердить и выдать схему, принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка. Мотивировала свои требования тем, что 18.05.2010 г. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, а также предоставлении его в аренду, приложив к заявлению все необходимые документы, однако в установленный в законе срок решение по данному заявлению администрацией не было принято.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация МО «Город Саратов» не согласилась с постановленным решением суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что бездействие в данном случае не имело места, поскольку схема земельного участка была изготовлена, но находилась на утверждении в структурном подразделении администрации. Полагает предоставленный судом срок для рассмотрения заявления Журавлевой Е.Л. недостаточным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 10.02.1009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно пункту 28 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года суд, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Журавлева Е.Л. 18.05.2010 г. (т.е. до принятия Саратовской городской Думой решения от 07.07.2010 г. № 53-633) обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду для размещения индивидуальной жилой застройки с приложением к заявлению копии своего паспорта и топографо-геодезического материала.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями в решении вопросов местного значения, включая решение вопросов, связанных с распоряжением землёй, находящейся в муниципальной собственности (ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В пункте 3 данной статьи указанно, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Следовательно, для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства необходимо утверждение схемы этого земельного участка. Исходя из положений статьи 34 ЗК РФ такая схема должна быть изготовлена и утверждена в месячный срок. Вместе с тем администрацией муниципального образования «Город Саратов» в установленный срок решение по заявлению Журавлевой Е.Л. об изготовлении схемы не принято.
При таком положении судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что при рассмотрении указанного выше обращения Журавлевой Е.Л. администрацией муниципального образования «Город Саратов» было допущено нарушение требований ст. ст. 30, 30.1, 34 Земельного Кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах и вышеприведённых правовых нормах суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным в судебном решении обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» эти выводы не опровергнуты.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене вынесенного по делу судебного решения. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, районным судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда города Саратова от 07 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: