Судья Агаркова С.Н. Дело № 33-5364/2010
кассационное определение21 октября 2010 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Михайлова В.Е. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Левиной З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Манеловой О.Ф., заинтересованные лица администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области о признании незаконным бездействия,
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г.Саратова от 07 сентября 2010 года, которым постановлено:
Признать бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившиеся в непринятии решения по заявлению Манеловой О.Ф. от 18 мая 2010 года, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Манеловой О.Ф. от 18 мая 2010 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 792 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления Манеловой О.Ф. – отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя Манеловой О.Ф. – Спиридоновой Ю.П., действующей по нотариальной доверенности от 29.05.2010 г. (л.д.10), возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:Манелова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов", в обоснование которого указала, что 18.05.210 г. обратилась к главе администрации с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения и о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 792 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки, к которому был приложен топографо-геодезический материал. Однако в установленный законом срок администрацией муниципального образования "Город Саратов" схема расположения земельного участка не утверждена, решение по её заявлению не принято. Просила признать бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, устранить допущенные нарушения – обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" утвердить и выдать схему расположения земельного участка, а также принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Комитет правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" просит об отмене состоявшегося решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, заявление Манеловой О.В. принято администрацией и направлено на согласование в свои структурные подразделения, где оно и находилось на момент вынесения решения, в связи с чем у администрации отсутствовала возможность принять по нему решение. Также считает, что суд, установив срок принятия решения по заявлению 10 дней, не принял во внимание сложность процедуры вынесения решения по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка и сроки, предусмотренные Земельным кодексом РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (ч.11 ст.30 ЗК РФ).
Согласно п.4 ст.30 ЗК РФ предоставлению земельного участка для строительства предшествует, в первую очередь, проведение работ по формированию земельного участка – выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. В ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка должен быть приложен межевой план. В соответствии с п.п.4 п.23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.
Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.1 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 3 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Анализ приведённых норм свидетельствует о том, что подготовка материалов (в том числе, согласование и утверждение схемы расположения земельного участка) для предоставления земли для жилищного строительства входит в полномочия органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 18.05.2010 г. Манелова О.Ф. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения и о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 792 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, при этом ею были представлены топографо-геодезический материал и копия паспорта.
При таких обстоятельствах с учётом приведённых норм права разрешение заявления Манеловой О.Ф. входит в полномочия администрации муниципального образования "Город Саратов" как органа местного самоуправления.
Судом установлено, что заявление Манеловой О.Ф. об утверждении и выдаче схемы расположения и о предоставлении в аренду земельного участка принято к рассмотрению администрацией муниципального образования "Город Саратов" (л.д.7).
Однако в нарушение требований ч.3 ст.30.1, п.4 ст.34 ЗК РФ администрацией МО "Город Саратов" решение по указанному заявлению в установленный законом срок не принято, что даёт основания судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о бездействии администрации МО "Город Саратов", выразившемся в нерассмотрении заявления Манеловой О.Ф. в установленный законом срок, приведшем к нарушению её права на разрешение заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Не может повлечь отмену судебного решения и довод жалобы об установлении судом необоснованно краткого срока принятия решения по заявлению Манеловой О.Ф. Судом первой инстанции установлено, что заявление Манеловой О.Ф. администрацией МО "Город Саратов" к рассмотрению принято 18.05.2010 г. (л.д.7). При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с 18.05.2010 г. по настоящее время администрация муниципального образования имела достаточно времени утвердить и выдать схему расположения земельного участка, а также подготовить решение по заявлению Манеловой О.Ф. в установленные ч.3 ст.30.1, п.4 ст.34 ЗК РФ сроки.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы и соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:Решение Волжского районного суда г.Саратова от 07 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи