Судья: Агаркова С.Н. Дело № 33-5362/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Кривошеевой Н.А. и Бартенева Ю.И.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Файзиева У.Б. от 18 мая 2010 года, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Файзиева У.Б. от 18 мая 2010 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 997 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ХХ, без номера, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления Файзиева У.Б. отказать»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела,
установила:
Файзиев У.Б. в заявлении указывал, что 18.05.2010 г. он обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 997 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ХХ, без номера, для размещения дома индивидуальной жилой застройки, а также об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка. К заявлению были приложены необходимые документы: топографо-геодезический материал, копия паспорта Файзиева У.Б., сведения об информировании населения в газете. Однако, до настоящего времени в нарушение положений Земельного кодекса РФ Администрация в установленный законом срок не приняла решение по его заявлению. Поэтому Файзиев У.Б. просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении права аренды на указанный земельный участок и невыдаче схемы расположения земельного участка, и обязать Администрацию выдать ему схему размещения земельного участка и принять решение о предоставлении ему права аренды сроком на 49 лет на указанный земельный участок.
Волжским районным судом г. Саратова постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда о бездействии Администрации не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, суд в решении установил срок для принятия решения по заявлению Файзиева У.Б. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, тогда как ст. 30.1 ЗК РФ предусматривает двухнедельный срок для принятия решения органом местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставлению земельного участка для строительства предшествует, в первую очередь, проведение работ по формированию земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. В ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка должен быть приложен межевой план. В соответствии с п.п. 4 п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.
Согласно частям 1 и 3 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что 18.05.2010 года Файзиев У.Б. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдаче утвержденной схемы расположения данного земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени Администрацией (как уполномоченным на то законодательством органом) какого-либо решения по заявлению Файзиева У.Б. об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка не принято, что является нарушением ст. 30.1 ЗК РФ и конституционных прав заявителя на оформление в аренду испрашиваемого земельного участка. Ответ комитета по земельным ресурсам Администрации (л.д. 26) не свидетельствует о выполнении Администрацией обязанностей, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о незаконности бездействия Администрации, правомерно обязал Администрацию - орган, в полномочия которого входит восстановление нарушенного права, обязал Администрацию рассмотреть заявление Файзиева У.Б. об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка. Установление судом 10-дневного срока для рассмотрения заявления Файзиева У.Б. отвечает требованиям ст. 206 ГПК РФ. При этом следует иметь в виду, что у Администрации имелось достаточно времени для рассмотрения заявления Файзиева У.Б. в установленный законом срок.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.