№ 33-3659/2010 от 20.07.2010 г.



Судья: Гундырева Е.Н. Дело № 33 – 3659

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2010 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Беляевой Е.О., Гладченко А.Н.,

при секретаре Хохловой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Солдатова И.В.на решение Кировского районного суда города Саратова от 04 июня 2010 года, которым постановлено:

Отказать в иске Солдатова В.Н. к Министерству социального развития Саратовской области о признании недействительным приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Саратовской области» и об обязании присвоить звание «Ветеран труда Саратовской области».

Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения заявителя Солдатова В.Н. и его представителя Солдатова И.В., действующего на основании доверенности от 21.04.2010 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, и объяснения представителя заинтересованного лица Пилипенко И.В., действующего на основании доверенности № 43-ПО от 11.05.2010 г., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Солдатов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа министра социального развития Саратовской области от 25.01.2010 г. № 56 в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда Саратовской области» и о присвоении ему звания «Ветеран труда Саратовской области». Мотивировала свои требования тем, что при рассмотрении вопроса о присвоении ему звания ветерана труда заинтересованное лицо не включило в общий трудовой стаж период прохождения им военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня работы.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Солдатов В.Н. не согласился с постановленным решением суд и в своей кассационной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что порядок исчисления стажа, предусмотренный федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», является общей номой по сравнению с законом Саратовской области от 09.11.2007 г. № 241-ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области» в связи с чем подлежит преимущественному применению.

От Министерства социального развития Саратовской области поступили возражения на кассационную жалобу, согласно которым заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного постановления не имеется.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.

Статья 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также граждане, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1).

Вместе с тем, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4). Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодателем в пределах его компетенции делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов, а не Российской Федерации. Следовательно, в силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами.

Во исполнение указанного выше Федерального закона № 5 –ФЗ был принят Закон Саратовской области № 241-ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области», который определяет условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда Саратовской области» и меры социальной поддержки данной категории ветеранов. Статья 1 данного Закона устанавливает, что звание «Ветеран труда Саратовской области» присваивается гражданам, проживающим на территории Саратовской области, имеющим стаж работы (службы), не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, достигших возраста 55 лет и 60 лет соответственно.

В силу пункта 2 статьи 2 указанного выше Закона № 241-ЗСО исчисление стажа работы (службы) гражданам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда Саратовской области», производится в календарном порядке.

Как усматривается из материалов гражданского дела, на момент обращения заявителя в Министерство социального развития Саратовской области с целью присвоения ему звания «Ветеран труда Саратовской области» у Солдатова В.Н. имелось лишь 39 лет 3 месяца 10 дней трудового стажа. В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период службы Солдатова В.Н. в вооруженных силах подлежит включению в необходимый для присвоения звания ветерана труда стаж в календарном порядке, в связи с чем правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований по мотиву недостаточности у заявителя требуемого стажа работы (службы).

Коллегия соглашается с доводами истца о том, что нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» (а также Федерального закона «О ветеранах») являются общими по сравнению с нормами закона Саратовской области «О ветеранах труда Саратовской области», в связи с чем последние, детализируя положения общих норм в соответствующей сфере правоотношений, корректируют условия реализации прав, предоставляемых названными законами. При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции правильно исходил из положений специальных норм, имеющих преимущество в применении по сравнению с общими нормами.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность не опровергнута.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда города Саратова от 04 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солдатова В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: