Судья Бжезовская И.В. Дело № 33-5661/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бугаевой Е.М. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении заявления Ротенко А.В. от 18.05.2010 г. об утверждении, выдаче схемы расположения и предоставлении права аренды на земельный участок площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, ХХ, для индивидуальной жилой застройки.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Ротенко А.В. от 18.05.2010 г. об утверждении, выдаче схемы расположения и предоставлении права аренды на земельный участок площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, ХХ, для индивидуальной жилой застройки, путем принятия соответствующего решения.
В остальной части в удовлетворении заявления Ротенко А.В. отказать»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя заявителя Баженова С.В. по доверенности от 26.05.2010 года, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела,
установила:
Ротенко А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что 18 мая 2010 года он обратился в Администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для размещения индивидуальной жилой застройки земельного участка, площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, ХХ. К заявлению были приложены необходимые документы: топографо-геодезический материал, копия паспорта Ротенко А.В., сведения об информировании населения в газете. Однако, до настоящего времени в нарушение положений Земельного кодекса РФ Администрация в установленный законом срок не приняла решение по его заявлению. Поэтому Ротенко А.В. просил признать незаконным бездействие Администрации, обязать Администрацию утвердить и выдать ему схему расположения испрашиваемого земельного участка и принять решение по его заявлению о предоставлении и земельного участка в аренду.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права. Указывает, на несогласие с выводами суда о бездействии Администрации, поскольку заявление Ротенко А.В. принято Администрацией и направлено на согласование в свои структурные подразделения, где оно и находилось на момент вынесения решения, в связи с чем, у Администрации отсутствовала возможность принять по нему решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставлению земельного участка для строительства предшествует, в первую очередь, проведение работ по формированию земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. В ч. 1 ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка должен быть приложен межевой план. В соответствии с п.п. 4 п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.
Согласно частям 1 и 3 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что 18 мая 2010 года Ротенко А.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, ХХ в аренду для размещения индивидуальной жилой застройки и выдаче утвержденной схемы расположения данного земельного участка (л.д. 7).
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени Администрацией, как уполномоченным на то законодательством органом, какого-либо решения по заявлению Ротенко А.В. об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка не принято, что является нарушением ст. 30.1 ЗК РФ и конституционных прав заявителя на оформление в аренду испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о незаконности бездействия Администрации, правомерно обязал Администрацию - орган, в полномочия которого входит восстановление нарушенного права, рассмотреть заявление Ротенко А.В. об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: