33-5672/2010 от 11.11.2010



Судья: Бжезовская И.В. Дело № 33-5672/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Бугаевой Е.М.,

при секретаре Медной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении заявления Петрова В.В. от 18 мая 2010 года об утверждении, выдаче схемы расположения и предоставления права аренды на земельный участок, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Петрова В.В. от 18 мая 2010 года об утверждении, выдаче схемы расположения и предоставления права аренды на 49 лет на земельный участок площадью 1008 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, жилой район, для индивидуальной жилой постройки, путем принятия соответствующего решения.

В остальной части в удовлетворении заявления Петрову В.В. отказать».

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя заявителя по доверенности от 26.05.2010 года Баженова С.В., считающего решение Волжского районного суда г.Саратова от 23 сентября 2010 года законным и обоснованным, возражавшего и просившего оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела,

установила :

Петров В.В. обратился с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию по нему решения, мотивировав свои доводы тем, что 18 мая 2010 года он подал в Администрацию заявление об утверждении, выдаче схемы расположения и о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1008 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, жилой район, для индивидуальной жилой постройки.

Данное заявление соответствовало требованиям Земельного кодекса РФ. Однако, в нарушение ст. 30.1 Земельного кодекса РФ до настоящего времени орган местного самоуправления не рассмотрел данное заявление и не принял по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду. При этом данным органом местного самоуправления также не принималось решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Поэтому Петров В.В. просил признать незаконным бездействие Администрации, обязать рассмотреть его заявление, принять по нему решение об утверждении, выдаче схемы расположения и о предоставлении ему в аренду земельного участка.

Решением Волжского районного суда г.Саратова от 23 сентября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, необоснованным, указывая, что оно вынесено с нарушением судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно требованиям ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

С учетом положений ст. 11, 29, 30, 30.1 ЗК РФ, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ вопросы соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 указанного Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не устанавливает срок изготовления схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то с учетом аналогии закона (ст.1 ГПК РФ), орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления должен принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка (ст.34 Земельного кодекса РФ).

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства регламентирован нормами п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 мая 2010 года Петров В.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1008 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, жилой район, для индивидуальной жилой постройки. При этом, к заявлению им был представлен необходимый пакет документов для рассмотрения его заявления.

С 18 мая 2010года у администрации муниципального образования исчислялся срок на утверждение и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и принятие решении о предоставлении права аренды заявителю на испрашиваемый участок.

В газете «Саратовская панорама» от 10 июня 2010года комитетом размещено объявление о возможном предоставлении земельного участка площадью 1008 кв.м., что в силу положений ст. 30.1 ЗК РФ влечет обязанность для органа местного самоуправления по истечении месяца со дня опубликования сообщения принять решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду.

С учетом этого, судом первой инстанции верно указано, что Администрация имела достаточный срок для рассмотрения и принятия решения по заявлению Петрова В.В., для изготовления и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в целях осуществления им последующего государственного кадастрового учета земельного участка либо для решения вопроса об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей, а также все необходимые для этого материалы.

Как видно из материалов дела, в предусмотренный Земельным кодексом РФ срок Администрация не рассмотрела и не приняла решение по заявлению Петрова В.В., а также не выдала Петрову В.В. схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кроме этого, Администрация не приняла решение об отказе в предоставлении в аренду данного земельного участка, что дает основания судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии Администрации, приведшем к нарушению прав Петрова В.В. на разрешение заявлений о предоставлении земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

В силу требований главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию правомерности бездействия лежит на органе местного самоуправления и его структурных подразделениях. Администрацией муниципального образования не представлено убедительных доказательств уважительности своего бездействия, непринятия в установленный законом разумный срок решения по заявлению Петрова В.В.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил частично требования Петрова В.В.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

решение Волжского районного суда г.Саратова от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: