33-5551/2010



Судья Агаркова С.Н. Дело № 33-5551

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2010 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Пункиной Т.М., Пантелеева В.М.

при секретаре Сараевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Пункиной Т.М. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2010 г., которым постановлено:

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Волобоеву С.Ю. на семью из трёх человек (жена Волобоева Ю.В., дочь Волобоева К.С.) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48 кв. м в черте г. Саратова.

Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Пункиной Т.М., судебная коллегия

установила:

Волобоев С.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация г. Саратова) о признании незаконным отказа администрации в постановке его на учёт, как нуждающегося в получении жилого помещения, обязать ответчика поставить его на учёт, как нуждающегося в получении жилого помещения, и предоставить ему благоустроенное жилое помещение на семью из 3-х человек, отвечающее требованиям жилищного законодательства, ссылаясь на то, что с 31.12.2009 г. проходит службу в органах внутренних дел УВД по г. Саратову в качестве участкового уполномоченного милиции, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. 19.07.2010 г. обратился в администрацию г. Саратова с заявлением о постановке его на учёт для улучшения жилищных условий, в постановке на учёт ему было отказано и рекомендовано обратиться с указанным заявлением в администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» по месту жительства или реализовать своё право на получение жилья путём получения субсидии через министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.

В нарушение положений ст.30 Закона РФ «О милиции», предусматривающей его право на получение жилья не позднее шести месяцев со дня вступления в должность участкового уполномоченного милиции, жилая площадь ему не предоставлена.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Волобоеву С.Ю. отказать, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, поскольку согласно ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется только малоимущим гражданам. Ответчик полагает, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями должно осуществляться органами исполнительной власти субъекта РФ за счёт средств бюджета данного субъекта или за счёт средств федерального бюджета.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства. Принятие на указанный учёт недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учёт, поданных их законными представителями (ч. 1,3 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

В силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. (в редакции от 31.03.1999 г. N 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. N 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, не нарушает права и законные интересы местного самоуправления, поскольку указанной обязанности местного самоуправления корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении органом местного самоуправления этой обязанности.

Обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

На основании решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 г. № 63-622 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учётной нормы площади жилого помещения» (в ред. решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 N 32-361) норма предоставления площади жилого помещения установлена по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде на семью из трёх и более человек - 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Как следует из материалов дела, Волобоев С.Ю. состоит в должности участкового уполномоченного отделения милиции № 4 в составе УВД по г. Саратову с 31.12.2009 г. и по настоящее время в звании младшего лейтенанта милиции (л.д. 12).

Волобоев С.Ю. с 23.01.2004 г. состоит в зарегистрированном браке с Волобоевой Ю.В., от брака имеют дочь Кристину, 21.02.2004 г. рождения (л.д. 23, 24).

В настоящее время семья Волобоева зарегистрирована по адресу: г. Саратов, ул. Танкистов, дом № ХХ, который принадлежит на праве общей долевой собственности К.Т.Н. (16/100 долей). Другого жилья, кроме указанного, ни в собственности, ни по договору жилищного найма истец и его жена не имеют (л.д.13-20).

19.07.2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учёт для улучшения жилищных условий. Письмом от 28.07.2010 г. администрация г. Саратова отказала истцу в принятии его на учёт для улучшения жилищных условий.

Суд, проверив доводы ответчика, исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую правовую оценку согласно ст. 67 ГПК РФ, обоснованно удовлетворил требования истца, поскольку последний, как участковый уполномоченный милиции, относится к той категории граждан, право которых на получение жилого помещения, в том числе из муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом.

При указанных обстоятельствах доводы жалобы несостоятельны, поскольку не основаны на законе и материалам дела, поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи