Судья: Ефимкина Ю.В. Дело № 33-5669/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре Медной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г.Саратова от 28 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Сергеева С.А. от 11.03.2010 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 204 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ранее предоставленного заявителю на праве аренды с разрешенным видом использования «благоустройство территории.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Сергеева С.А. от 11.03.2010 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 204 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ранее предоставленного заявителю на праве аренды с разрешенным видом использования «благоустройство территории, путем принятия соответствующего решения в течение 07 дней со дня вступления решения суда в законную силу»
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Сергеева С.А. судебные расходы в размере 200 (двести) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 (три тысячи рублей), а всего 3200 (три тысячи двести) руб.»
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя заявителя по доверенности от 09.08.2010 года Ульянова С.Н., считающего решение Волжского районного суда г.Саратова от 28 сентября 2010 года законным и обоснованным, возражавшего и просившего оставить его без изменения, а кассационную жалобу Администрации без удовлетворения, изучив материалы дела,
установила:
Сергеев С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что 11 марта 2010 года он обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 204 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ранее предоставленного заявителю на праве аренды с разрешенным видом использования «благоустройство территории. К заявлению Сергеевым С.А. был приложен необходимый для оформления пакет документов.
В нарушение норм ЗК РФ Администрацией не принято решение о выкупе земельного участка, чем нарушены права заявителя Сергеева С.А., в связи с этим он просил суд признать незаконным бездействие Администрации и обязать ее рассмотреть его заявление, принять по нему решение о выкупе земельного участка.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрации просит решение суда отменить, считая, что судом неправильно определены обстоятельства и данное решение вынесено без достаточных оснований.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 3 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 ст.29 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № Т03395-р от 29.08.2007 года, Сергееву С.А. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадь 204 кв.м для целей, не связанных со строительством, - благоустройство территории, в границах, указанных в прилагаемом к распоряжению проекте границ земельного участка (л.д.16). 18.01.2008 года между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Сергеевым С.А. заключен договор аренды № 25 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым КУИ Саратовской области предоставил, а Сергеев С.А. принял в аренду вышеуказанный земельный участок. 11.03.2010 года Сергеев С.А. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 204 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ранее предоставленного заявителю на праве аренды с разрешенным видом использования «благоустройство территории», приложив к заявлению кадастровый паспорт, выписку из ЕГРП, копию распоряжения о предоставлении права на земельный участок. 21.04.2010 года по письменному требованию комитета по земельным ресурсам Администрации, Сергеевым С.А. предоставлен дополнительный пакет испрашиваемых и необходимых для рассмотрения его заявления документов. Далее установлено, что комитетом по земельным ресурсам Администрации было рассмотрено заявление Сергеева С.А. по вопросу приобретения права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, при этом на основании заключения комитета по архитектуре и градостроительству Администрации испрашиваемый участок может быть предоставлен только на праве аренды. (л.д.19).
Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, а также в настоящее время, обращение Сергеева С.А. администрацией муниципального образования «Город Саратова» по его заявлению от 11.03.2010 года не рассмотрено и решение по нему не принято.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан или юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На момент вынесения обжалуемого решения Администрацией не представлено доказательств о принятии какого-либо решения по заявлению Сергеева С.А. о выкупе в собственность вышеуказанного земельного участка, либо отказе в предоставление в собственность.
На основании изложенного суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о незаконности бездействия Администрации, правомерно обязал Администрацию (орган, в полномочия которого входит восстановление нарушенного права) принять решение по заявлению Сергеева С.А.
Установление судом 7-дневного срока для рассмотрения заявления Сергеева С.А. отвечает требованиям ст.206 ГПК РФ. При этом следует иметь в виду, что у Администрации имелось достаточно времени для рассмотрения заявления Сергеева С.А. в разумный, установленный законом срок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил требования Сергеева С.А.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г.Саратова от 28 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: