33-5656/2010



Судья: Шамаилова О.В. Дело №33-5656/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Бугаевой Е.М.,

при секретаре Медной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Максимова Н.А. и его представителя Иванова А.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 сентября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Максимова Н.А., заинтересованные лица Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления – отказать.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычковой В.В. по доверенности от 16.06.2010г., просившую оставить решение Волжского районного суда г.Саратова от 21 сентября 2010 года без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела,

установила :

Максимов Н.А. обратился с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию по нему решения, мотивировав свои доводы тем, что 13 июля 2010 года он подал в Администрацию заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 2420 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, - под размещение парковки автомобильного транспорта. К названному заявлению были приложены схема расположения испрашиваемого земельного участка и иные необходимые документы. Максимов Н.А. ссылался на то, что в нарушение ст.34 Земельного кодекса РФ Администрация муниципального образования «Город Саратов» на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не приняла решение по его заявлению от 13.07.2010 года о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем просил признать бездействия Администрации незаконным. Кроме этого, по мнению Максимова Н.А., Администрация, согласно нормам ст.29 Земельного кодекса РФ, обязана была в месячный срок со дня поступления указанного заявления утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, так как в силу названной нормы, именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по утверждению и выдаче схемы.

Решением Волжского районного суда г.Саратова от 21 сентября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Максимов Н.А. ставит вопрос об отмене решения Волжского районного суда г.Саратова от 21 сентября 2010 года, считая его необоснованным, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу Максимова Н.А., представленных заинтересованными лицами Администрации, указано, что заявитель Максимов Н.А. не обращался с требованием об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, им не была предоставлена на согласование схема расположения земельного участка. Тогда как после выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка, заявление Максимова Н.А. о предоставлении в аренду земельного участка подлежит рассмотрению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего Кодекса

В соответствии с ФЗ № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 июля 2010 года Максимов Н.А. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 2420 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, - под размещение парковки автомобильного транспорта. Однако, как установлено судом первой инстанции и материалами дела к его заявлению была приложена схема расположения земельного участка, изготовленная им самостоятельно и не утвержденная органами местного самоуправления, в предусмотренном Законом порядке. Максимов Н.А. с требованием об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка в органы местного самоуправления не обращался, что также не опровергалось ни одной из сторон.

Как следует из ст.34 ЗК РФ, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета и только после этого орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду.

Согласно решению Саратовской городской Думы № 53-632 от 07.07.2010 года, Администрация муниципального образования «Город Саратова», на основании указанного в пункте 2.1 Положения заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте утверждается решением Саратовской городской Думы. Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.2 Положения, подают заявления о предоставлении земельного участка в комитет в течение 30-дневного срока со дня публикации информации. Согласно п.1.3 решения Саратовской городской Думы № 53-631 от 07.07.2010 года, утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков для целей, не связанных со строительством, при этом схема является основание для формирования земельного участка и не является документом – основанием для предоставления земельных участков.

Анализ приведенных норм законодательства и материалов дела свидетельствует о том, что судом первой инстанции верно указано, что не находит своего подтверждения факт бездействия органа местного самоуправления, нарушения прав заявителя, которому не создавались препятствия к осуществлению его прав, поскольку последним не были выполнены требования Закона, которые касаются процедуры обращения заявителя с требованиями о предоставлении земельного участка в аренду.

Как следует из материалов дела, заявитель Максимов Н.А., минуя процедуру утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления, стал предъявлять требования о неправомерности и не рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Помимо этого, Максимов Н.А. не обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и не обращался с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления Максимову Н.А.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

решение Волжского районного суда г. Саратова от 21сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Максимова Н.А. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: