Судья: Макарова С.А. Дело №33-5674/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре Медной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 27 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Амелина В.Н. от 05 июля 2010 года, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Амелина В.Н. от 05 июля 2010 года о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 20 кв.м для, расположенного в Кировском <адрес>, без номера, для размещения объектов торговли, общественного питания, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления Амелину В.Н. отказать»
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Амелина В.Н. по доверенности от 15.09.2010г Баженова С.В., просившего суд оставить без изменения решение суда, изучив материалы дела,
установила :
Амелин В.Н. обратился с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию по нему решения, мотивировав свои доводы тем, что 05 июля 2010 года он подал в Администрацию заявление о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, для целей не связанных со строительством, площадью 20 кв.м в кадастровом квартале 64:48:030362, расположенного в <адрес>, без номера, с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также понуждении в утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка.
Данное заявление соответствовало требованиям Земельного кодекса РФ. Однако, в нарушение ст. 30.1 и ч.5 ст.34 Земельного кодекса РФ до настоящего времени орган местного самоуправления не рассмотрел данное заявление и не принял по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду и не утвердил схему расположения земельного участка. При этом данным органом местного самоуправления также не принималось решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Поэтому Амелин В.Н. просил признать незаконным бездействие Администрации, обязать рассмотреть его заявление, принять по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду, утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Решением Волжского районного суда г.Саратова от 27 сентября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права. Указывает, что Администрацией не создано препятствий для осуществления прав Амелина В.Н. на получение в аренду земельного участка. Заявление Амелина В.Н. принято Администрацией и направлено на согласование в свои структурные подразделения, где оно и находилось на момент вынесения решения, в связи с чем у Администрации отсутствовала возможность принять по нему решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно требованиям ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ФЗ № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
В соответствии с п.3.1, п.3.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом города Саратова, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности. Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования "Город Саратов", разрешенным считается такое использование, которое соответствует: - градостроительным регламентам (пункты 42 - 44 Правил); - ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия или на территории такого объекта; - ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зонах действия соответствующих ограничений; - иным документально зафиксированным ограничениям на использование объектов недвижимости (включая нормативные правовые акты об установлении публичных сервитутов, договоры об установлении частных сервитутов, иные предусмотренные законодательством документы).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 05.07.2010 года Амелин В.Н. подал заявление главе Администрации о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 20 кв.м в кадастровом квартале 64:48:030362, расположенного в <адрес> без номера, с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также об утверждении и выдаче схемы расположения указанного земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм права разрешение заявления Амелина В.Н. входит в полномочия Администрации как органа местного самоуправления.
Судом установлено, не оспаривалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не оспаривается в рассматриваемой кассационной жалобе, что заявление Амелина В.Н. о предоставлении земельного участка в аренду принято к рассмотрению Администрацией (л.д.6).
Однако в нарушение требований п.5 ст.34 ЗК РФ Администрацией решение по указанному заявлению в установленный законом срок не принято, что дает основания судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о бездействии Администрации, выразившемся в не рассмотрении заявления Амелина В.Н. в установленный законом срок, приведшем к нарушению его права на разрешение заявления о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с действующим законодательством и выдачи утвержденной схемы земельного участка.
С учетом этого, судом первой инстанции верно указано, что Администрация имела достаточный срок для рассмотрения и принятия решения по заявлению Амелина В.Н., для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в целях осуществления им последующего государственного кадастрового учета земельного участка либо для решения вопроса об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей, а также все необходимые для этого материалы.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Волжского районного суда г. Саратова от 27 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: