Судья: Бжезовская И.В. Дело № 33-5790/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре Новикове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 04 октября 2010 года, которым постановлено:
«Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении заявлений Пухова Г.В., Якушенко В.И. от 07.05.2010 года о предоставлении права аренды сроком на 5 лет на земельный участок <данные изъяты> незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения рассмотреть заявления Пухова Г.В., Якушенко В.И. от 07.05.2010 года о предоставлении права аренды сроком на 5 лет на земельный участок <данные изъяты> путем принятия соответствующего решения.
В остальной части Пухову Г.В., Якушенко В.И. в удовлетворении заявления отказать».
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя заявителей по доверенности от 30.08.2010 года Тощева А.А., считающего решение Волжского районного суда г.Саратова законным и обоснованным, просившего оставить данное решение без изменения, а кассационную жалобу Администрации без удовлетворения, изучив материалы дела,
установила:
Представитель Пухова Г.В., Якушенко В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, в обоснование своих требований указали, что 04 мая 2010 года они обратились с заявлением в Администрацию о предоставлении права аренды сроком на 5 лет на земельный участок <данные изъяты>, занимаемый нежилым зданием, находящимся в общей долевой собственности, с фактическим использованием размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. К заявлению был приложен необходимый для оформления пакет документов. В дальнейшем, 24 августа 2010 года, на имя Пухова Г.В. и Якушенко В.И. поступило письмо комитета по земельным ресурсам Администрации, в котором ставится под сомнение наличие права собственности заявителей на недвижимое имущество. Более никаких писем из Администрации в адрес заявителей не поступало, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции решение по заявлениям также принято не было.
Решением Волжского районного суда г.Саратова от 04 октября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения Волжского районного суда г.Саратова от 04 октября 2010 года, считая его незаконным и необоснованным, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Администрации, представленных Пуховым Г.В. и Якушенко В.И. указано, что они согласны с решением Волжского районного суда г.Саратова о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, считают, что кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего Кодекса
В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 1 Закона Саратовской области от 09 октября 2006 года № 103-ЗСО «Об административном центре Саратовской области» установлено, что в соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области административным центром Саратовской области является г.Саратова. В соответствии со ст.1 Устава г.Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649 «Об Уставе г.Саратова» город Саратов является городским поселением, наделенным законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Согласно ст.33 Устава города Саратова администрация города является исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Глава администрации муниципального образования принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения (статья 36 Устава города Саратова).
В силу статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (часть 2).
Частью 3 статьи установлено, что в случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одни лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения – правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
Частью 4 ст.28 ЗК РФ определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случаях направления запроса согласно ч.2 ст.10 названного закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина.
Изучением материалов дела установлено, что в адрес Пухова Г.В. и Якушенко В.И. каких-либо уведомлений о продлении срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка из Администрации не поступало.
Помимо этого, в силу ст.29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст.29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 ст.20 ЗК РФ настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, после даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о регистрации право от 22.08.2007 года Пухову Г.В. и Якушенко В.И. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> Согласно представленным договорам аренды указанного земельного участка и договоров замены сторон в первоначальном договоре аренды земельный участок под названным объектом находился в аренде у Пухова Г.В. и Якушенко В.И., срок права аренды, установленный договором истек.
Согласно пункту 1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Однако, в нарушение норм ЗК РФ Администрацией не принято решение по заявлениям Пухова Г.В. и Якушенко В.И. о предоставлении в аренду земельного участка, чем нарушены их права. В связи с этим Пухов Г.В., Якушенко В.И. просили суд признать незаконным бездействие Администрации и обязать ее рассмотреть их заявление, принять по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На момент вынесения обжалуемого решения Администрацией не представлено доказательств принятия какого-либо решения по заявлениям Пухова Г.В. и Якушенко В.И. о предоставлении в аренду земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о незаконности бездействия Администрации, правомерно обязал Администрацию (орган, в полномочия которого входит восстановление нарушенного права) принять решение по заявлениям Пухова Г.В. и Якушенко В.И.
Установление судом 14-дневного срока для рассмотрения заявления Пухова Г.В. и Якушенко В.И. отвечает требованиям ст.206 ГПК РФ. При этом следует иметь в виду, что у Администрации имелось достаточно времени для рассмотрения заявления Пухова Г.В. и Якушенко В.и. в разумный, установленный законом срок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил требования заявителей в части.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Волжского районного суда г. Саратова от 04 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: