Судья: Волкова О.Н. Дело № 33 – 5891\2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2010 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Евтушенко В.М., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Новикове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Каталевского А.И. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 15 октября 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Каталевскому А.И. о признании неправомерными решения совета муниципального образования, о снижении максимальной ставки налога на имущество физических лиц, о возложении обязанностей произвести перерасчет и возврат излишне взысканного и уплаченного налога – отказать.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения Каталевского А.И. просившего удовлетворить его кассационную жалобу, объяснения представителя Совета Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области Алексеенко М.В. по доверенности от 09.09.2010 г., просившую оставить решение суда без изменения, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Каталевский А.И. обратился в суд с иском к главе Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Совету Александровского муниципального образования Саратовской области Саратовского муниципального района Саратовской области, в котором просил признать решение Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 12 ноября 2009 года № 59 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области» в части главы 3 «Ставки налога» Положения о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области неправомерным, поскольку оно противоречит ст. 3 Налогового кодекса РФ и ст.ст.19,57 Конституции РФ, обязать ответчиков произвести перерасчет суммы начисленного и уплаченного за 2010 год налога на имущество до уровня принятого в близлежащих муниципальных образованиях. Свои требования мотивировал тем, что Советом Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области утверждены и введены в действие с 01 января 2010 года ставки налога на имущество физических лиц, которые нарушают принцип равенства налогообложения и свидетельствуют о произвольном характере налога. Истец полагает, что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий.
Каталевский А.И. дополнил требования, просил признать неправомерными решения Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 11 ноября 2008 года №6 и от 12 ноября 2009 года №59 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области», обязать снизить максимальную ставку налога на имущество физических лиц (жилые дома, квартиры, дачи), установленную в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области с 1% до 0,5% до уровня г.Саратова, произвести перерасчет и возврат суммы излишне взысканного и уплаченного в 2009 году налога на имущество физических лиц. Максимальные ставки налога установлены произвольно, не имеют экономического обоснования и некорректны.
Представитель ответчика Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Глава Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, представители Межрайонной ИФНС РФ №12 по Саратовской области, ФГУП «Ростехинвентаризация» Саратовской области иск не признали.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Каталевский А.И. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение, так как судом не были учтены его доводы иска о том, что размер налога на имущество физических лиц завышен, так как условия проживания в пос. Рейник Саратовского района, где он имеет в собственности жилой дом, значительно хуже, нежели условия проживания в поселках частной застройки в г.Саратове и г.Энгельсе.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Совета Александровского муниципального образования Алексеенко М.В. по доверенности от 09.09.2010г, представитель ФГУП «Ростехинвентаризация» Саратовский филиал по доверенности от 14.10.2009г. – Цыганова С.С., представитель Межрайонной ИФНС РФ №12 по Саратовской области по доверенности от 08.07.2010г. – Угланова Т.А. просили суд отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в пределах ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Каталевский А.И. является собственником жилого дома, <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>
В 2010 г. налоговым органом Межрайонной ИФНС №12 по Саратовской области Каталевскому А.И. было направлено уведомление на уплату налога на имущество за 2010г, где указан объект налогообложения – жилой дом, налоговая база – 1809751, налоговая ставка – 1%.
В 2009 г. Межрайонной ИФНС РФ №12 по Саратовской области Каталевскому А.И. было направлено уведомление на уплату налога на имущество за 2009 г., где указан объект налогообложения – жилой дом, налоговая база – 1447803, налоговая ставка -1%.
Из материалов дела видно, что решением № 59 Саратовского муниципального района Саратовской области «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области» утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области, в соответствии с которым определены плательщики налога на имущество физических лиц – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования: жилые дома, квартиры, дачи: до 300 тыс. руб. – 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,2%, от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. – 0,3%, от 700 тыс.руб. до 1000 тыс. руб. – 0,5%, от 1000 тыс. руб. – 1%.
Решением № 6 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области» от 11 ноября 2008 года утверждено положение о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области, в соответствии с которым определены плательщики налога на имущество физических лиц - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также ставки налога на строения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования: жилые дома, квартиры, дачи: до 300 тыс. руб. – 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. рублей – 0,2%, от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. – 0,3%, от 700 тыс. руб.до 1000 тыс. рублей – 0,5%, от 1000 тыс. рублей до 2500 тыс. руб. – 1%, свыше 2500 тыс. руб. – 2%.
В соответствии с ч.ч.1,5 ст.1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Основные начала законодательства о налогах и сборах закреплены ст.3 Налогового кодекса РФ.
Статьей 12 Налогового кодекса РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории муниципального образования в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах.
В соответствии с пунктом 1 ст.3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 17.07.1999 г. № 168-ФЗ ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: стоимость имущества до 300 тыс. руб. – ставка налога до 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. ставка налога от 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 тыс. руб. ставка налога от 0,3 до 2,0 процента.
В соответствие со ст.17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемые акты на момент их действия содержали все необходимые элементы для установления налога на имущество физических лиц в данном муниципальном образовании. Для всех налогоплательщиков, имеющих в собственности строения одинаковой инвентаризационной стоимости, установлена единая ставка налога на имущество. Принцип соразмерности учтен при дифференциации ставок налога в зависимости от размера инвентаризационной стоимости имущества. Градация ставок налога в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, предусмотрена самим законодателем в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц».
В связи с чем не имеется оснований для снижении максимальной ставки налога на имущество физических лиц и возложения обязанности произвести перерасчет и возвратить излишне взысканные и уплаченные суммы в счет налога на имущество физических лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ставки налога, установленные решениями Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 11 ноября 2008 года № 6 и от 12 ноября 2009 года № 59 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области» не превышают пределы ставок налога на имущество физических лиц, установленных федеральным законодательством и не нарушают права истца.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.03.2008 г. № 5-П, в налогообложении равенство понимается как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое бремя, и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики – особенно, если это плательщики налога на доходы физических лиц – при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.
Доводы кассационной жалобы о том, что при принятии размера ставки налога нарушены принципы равенства и соразмерности, а ставка налога носит дискриминационный характер, отклоняются судебной коллегией, поскольку для всех налогоплательщиков Александровского муниципального образования, имеющих в собственности строения одинаковой инвентаризационной стоимости, определена единая ставка налога на имущество, установленная компетентным органом, принятая с соблюдением условий, определенных в ФЗ «О налоге на имущество физических лиц». Довод кассационной жалобы о том, что ставка налога на имущество физических лиц должна быть идентичной ставке, принимаемой в других муниципальных образованиях, не основана на законе, а потому не может быть принят во внимание.
Не соглашается судебная коллегия и с доводом кассационной жалобы о том, что ставка налога на имущество должна быть уменьшена в связи условиями проживания в Александровском муниципальном образовании, которые, по мнению автора жалобы, хуже, по сравнению с другими муниципальными образованиями. Данное обстоятельство, а также экономическое обоснование не является условием определения размера ставки налога на имущество физических лиц.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемые нормативные акты не затрагивают законных прав и интересов истца, обжалуемое решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться, обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 15 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каталевского А.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: