33-5905/2010 от 25.11.2010



Судья: Макарова С.А. Дело № 33-5905/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2010 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Машковой Л.Г.,

судей Евтушенко В.М. и Бугаевой Е.М.,

при секретаре Новикове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г.Саратова от 11 октября 2010 года, которым постановлено:

признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении и не принятии решения по заявлению Никитина А.В. о предоставлении в аренду земельного участка в установленный законом срок незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течении 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение и рассмотреть заявление Никитина А.В. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 43 кв.м для размещения объекта бытового обслуживания, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила :

Никитин А.В. обратился с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию по нему решения, мотивировав свои доводы тем, что 20 июля 2010 года он подал в Администрацию заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка ориентировочной площадью 43 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для целей не связанных со строительством - размещения объекта общественного питания и бытового обслуживания.

Данное заявление соответствовало требованиям Земельного кодекса РФ. Однако, в нарушение ст. 30.1 Земельного кодекса РФ до настоящего времени орган местного самоуправления не рассмотрел данное заявление и не принял по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду. При этом данным органом местного самоуправления также не принималось решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. В связи с этим, Никитин А.В. просил признать незаконным бездействие Администрации, обязать рассмотреть его заявление, принять по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду, в порядке, предусмотренном ст.34 Земельного кодекса РФ. Кроме этого, Никитин А.В. просил обязать Администрацию в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение по его заявлению.

Решением Волжского районного суда г.Саратова от 11 октября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего Кодекса

В соответствии с Федеральным законом (далее – ФЗ) № 66 от 13.05.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

При рассмотрении дела судом первой инстанции, изучением материалов дела установлено, что Никитин А.В. правомерно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении права на земельный участок ориентировочной площадью 43 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для целей не связанных со строительством - размещения объекта общественного питания и бытового обслуживания, так как его заявление соответствовало требования ст. 34 ЗК РФ, в нем указаны все необходимые реквизиты, к заявлению приложены все необходимые документы.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4 ст.34 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5 ст.34 ЗК РФ).

Согласно ст.10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 года, распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Судом первой инстанции законно и правомерно признаны необоснованными доводы представителей Администрации о том, что заявление Никитина А.В. находится на согласовании в структурных подразделениях Администрации. При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 20 июля 2010 года Никитин А.В. обратился к главе администрации муниципального образования «город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 43 кв.м., расположенного в <данные изъяты> для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта общественного питания и бытового обслуживания. В дальнейшем письмом от 19 августа 2010 года Комитета по земельным ресурсам Администрации Никитину А.В. сообщено, что в соответствии с Законом Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для принятия решения по его заявлению необходимо предоставить пакет документов ( 2 экземпляра схемы, кадастровый план земельного участка).

Однако в нарушение п.4 ст.34 ЗК РФ администрация муниципального образования «Город Саратов» не приняла решение по заявлению Никитина А.В. в установленный законом срок. Администрацией МО «Город Саратов» не оспаривается, что до настоящего времени не принято решение по заявлению Никитина А.В.

С учетом этого, судом первой инстанции верно указано, что Администрация имела достаточный срок для рассмотрения и принятия решения по заявлению Никитина А.В. о предоставлении права на земельный участок в аренду для указанных целей, а также все необходимые для этого материалы. Администрацией нарушены нормы ст.34 Земельного кодекса РФ, так как она в срок не рассмотрела и не приняла решение по заявлению Никитина А.В.

Кроме этого, Администрация не приняла решение об отказе в предоставлении в аренду данного земельного участка, что дает основание судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии Администрации, которое привело к нарушению прав Никитина А.В. при разрешении заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

В силу требований главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию правомерности бездействия лежит на органе местного самоуправления и его структурных подразделениях.

Администрацией муниципального образования не представлено доказательств уважительности своего бездействия, непринятия в установленный законом разумный срок решения по заявлению Никитина А.В.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил требования Никитина А.В.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

решение Волжского районного суда г. Саратова от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: