Судья: Бирюкова И.Г. Дело № 33- 5956/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2010 г. г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Евтушенко В.М., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Новикове М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 октября 2010 года, которым постановлено:
исковые требования Нестеровой Н.Н. удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3247 от 27 ноября 2009 года, решение № 478 от 27 ноября 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в части исключения из стажа Нестеровой Н.Н. отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области включить в специальный стаж Нестеровой Н.Н. , дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года в должности фельдшера ответственного поста, с 01 июля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинский помощи, с 25 января 1992 года по 30 ноября 1992 года – период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, с 04 апреля 1983 года по 04 июня 1983 года – период нахождения на курсах повышения квалификации, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 15 октября 2009 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области, находящегося в доме 12 «а» по улице Академика Жука г.Балаково, в пользу Нестеровой Н.Н. , проживающей в квартире <данные изъяты> Саратовской области, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя ответчика Шапкиной Е.В. по доверенности от 18.12.2009 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Нестерова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3247 от 27 ноября 2009 года и № 478 от 27 ноября 2009 года в части отказа включить в специальный стаж периоды работы, обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды работы с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года в должности фельдшера ответственного поста, с 01 июля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи, с 25 января 1992 года по 30 ноября 1992 года – период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3 года, с 04 апреля 1983 года по 04 июня 1983 года – период нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения – 15 октября 2009 года. В обоснование иска ссылалась на то, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, хотя истица в спорный период времени осуществляла лечебную деятельность, ее должность фельдшера ответственного поста и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам соответствовала должности фельдшера.
Ответчик иск не признал.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области ставит вопрос об отмене решения в части включения в специальный стаж периодов работы истицы в должности фельдшера ответственного поста и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи после 01.11.1999 года, назначении пенсии с 15 октября 2009 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает возможным частично согласиться с доводами кассационной жалобы и отменить решение суда в части.
Из материалов дела видно, что Нестерова Н.Н. 15 октября 2009 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности. Решением ответчика Нестеровой Н.Н. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием у него необходимого стажа, установленного законодательством.
В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Нестерова Н.Н. в период с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года работала в должности фельдшера ответственного поста; с 01 июля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части включения периода работы Нестеровой Н.Н. с 01 ноября 1999 года в должности фельдшера ответственного поста и в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Скорой медицинской помощи в льготный стаж, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные должности не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений для лиц, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781.
В указанных Списках должности фельдшера ответственного поста и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи, не поименованы, а следовательно, включение этих периодов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.
Однако, установив правильно отсутствие спорных должностей в указанных нормативных актах, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о тождестве должностей «фельдшер ответственного поста» и «фельдшер по приему вызовов и передаче их бригадам Станции скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», и в связи с этим наличия у истицы права на льготную пенсию. Между тем, установление тождества в судебном порядке может быть установлено лишь должности, имеющей неправильное или иное наименование, не предусмотренное списком и перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготную пенсию.
Неправильность вывода суда о тождественности должностных обязанностей фельдшера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде подтверждается приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 года № 100, которым утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, предусматривающим должность фельдшера выездной бригады и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. Этим же Приказом Минздрава РФ утверждено Положение о фельдшере по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, анализ которого позволяет сделать вывод о том, что должностные обязанности фельдшера по приему вызовов и передаче их бригадам Станции скорой медицинской помощи и фельдшера выездной бригады по своим функциям не могут быть признаны тождественными, поскольку в обязанности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам входит прием и своевременная передача вызовов, контроль за оперативностью работы выездных бригад, осуществление связи с органами местной власти, УВД, ГИБДД, пожарными частями. Как видно из материалов дела, должностная инструкция истицы соответствует инструкции, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 года № 100.
Не может быть засчитан в специальный стаж период работы истицы и в должности фельдшера ответственного поста, поскольку дополнение в наименовании должности «ответственного поста» по существу является дополнением наименования должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение в данной части и исключить из специального стажа Нестеровой Н.Н., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды работы с 01 ноября 1999 года в должности фельдшера ответственного поста и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи.
Выводы суда о включении истице в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью следует признать правильными в части включения периодов с 25 января 1992 года по 30 ноября 1992 года – в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и период нахождения на курсах повышения квалификации с 04 апреля 1983 года по 04 июня 1983 года.
Удовлетворяя требования о включении в льготный стаж период отпуска по уходу за ребенком, суд исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3542-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 года № 766 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, касающиеся предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет.
Учитывая, что ст.ст.6(ч.2),15(ч.4),17(ч.1),18,19 и 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, имевший место в период названных выше законов, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, независимо от времени ее возникновения.
Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 04 апреля 1983 года по 04 июня 1983 года подлежит включению в льготный стаж, поскольку в соответствие со ст.112 Кодекса законов о труде Российской Федерации при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства работнику гарантируется сохранение трудовых и пенсионных прав. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием продолжения истицей своей профессиональной деятельности.
Учитывая, что значимые для рассмотрения дела обстоятельства дела установлены, необходимые доказательства представлены, но допущена ошибка в применении закона, судебная коллегия находит возможным принять по делу в части включения истице льготного стажа периоды работы с 01 ноября 1999 года в должности фельдшера ответственного поста и фельдшера по приему вызовов и передаче их бригадам Станции скорой медицинской помощи новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении требований Нестеровой Н.Н. в указанной части отказать.
Руководствуясь ст.ст. 361, 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 октября 2010 года отменить в части:
- признания незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3247 от 27 ноября 2009 года, решения № 478 от 27 ноября 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в части исключения из стажа Нестеровой Н.Н. периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью: с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года в должности фельдшера ответственного поста; с 01 июля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи;
- обязания государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области включить в специальный стаж Нестеровой Н.Н. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды работы с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года в должности фельдшера ответственного поста, с 01 июля 2001года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи.
Отказать в удовлетворении исковых требований Нестеровой Н.Н. в части признания незаконными решений ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и исключении из специального стажа Нестеровой Н.Н. периодов работы с 01 ноября 1999 года по 04 января 2000 года в должности фельдшера ответственного поста, с 01 июля 2001 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 15 октября 2009 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Станции скорой медицинской помощи.
Председательствующий:
Судьи: