Судья: <данные изъяты>. № 33-5893/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 23 ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Заболотной Л.Н. и Пашенько С.Б.,
при секретаре Дементьевой О.С.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саратовского областного суда Машковой Л.Г. дело по кассационной жалобе ГУЗ «Областной онкологический диспансер» на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 27 сентября 2010 года по исковому заявлению Кругера А.И. к государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер» о компенсации морального вреда, которым постановлено:
взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» в пользу Кругера А.И. компенсацию морального вреда в сумме 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска Кругеру А.И. о компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., пояснения истца Кругера А.И., третьего лица Розума И.А. и заключение прокурора Савиной С.В., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кругер А.И. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер» (далее - по тексту ГУЗ «Областной онкологический диспансер») о взыскании причиненного его личности и здоровью вреда в сумме 40000 рублей.
В обоснование указывал на то, что 12 июня 2009 года в результате дорожно - транспортного происшествия (далее – ДТП) по вине водителя ФИО, который управлял автомобилем ГАЗ-32214, принадлежащим ГУЗ «Областной онкологический диспансер», его, Кругера А.И., здоровью причинен вред, он испытывал физическую боль, нравственные страдания и переживания, длительное время проходил курс медицинского лечения.
Судом принято указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ГУЗ «Областной онкологический диспансер» ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым размер компенсации морального вреда уменьшить. Считает, что размер компенсации морального вреда определен судом без учета принципов разумности и справедливости, а также того обстоятельства, что здоровью Кругера А.И. причинен легкий вред.
В возражениях на кассационную жалобу Кругер А.И. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 12 июня 2009 года по вине водителя ФИО, нарушившего требования п. 3.1 Правил дорожного движения, управлявшего автомобилем ГАЗ-32214, произошло ДТП, в результате которого здоровью истца причинен легкий вред. Владельцем автомобиля ГА3-32214, регистрационный знак №, является ГУЗ «Областной онкологический диспансер». В период с 5 июня 2007 года по 30 ноября 2009 года ФИО работал в должности водителя в административно-хозяйственном отделе ГУЗ «Областной онкологический диспансер», что подтверждается выписками из приказов (л.д.21,22). 12 июня 2009 года ФИО выдан путевой лист легкового автомобиля в связи с исполнением последним своих трудовых обязанностей (л.д.32,33).
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в суде первой инстанции и установлены следующими материалами дела: схемой происшествия, подписанной участниками ДТП (л.д.7), справкой о ДТП (л.д.8), протоколом об административном правонарушении (л.д.9), постановлением по делу об административном правонарушении от 8 сентября 2009 года, согласно которому ФИО привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.24 КоАП РФ (л.д.6).
Согласно заключению экспертизы № от 10 августа 2009 года, проведенной в рамках административного расследования, не оспоренному ответчиком, у Кругера А.И. имелись телесные повреждения: сотрясение головного мозга, ушибленная рана головы, ссадины левого коленного сустава, которые образовались от действия тупого твердого предмета, возможно, 12 июня 2009 года, являются комплексом единой травмы, причинившей легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком не более 21 дня, так как очаговая неврологическая симптоматика была незначительной и регрессировала в указанный срок (л.д.10-11).
При определении размера компенсации морального вреда суд правомерно учитывал степень причиненного здоровью истца вреда, а также перенесенные им физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями норм материального закона (п.1 ст.1064, п.1 ст.1079, п.2 ст.151 и п.2 ст.1101 ГК РФ), а также с учетом материального положения ответчика, требований разумности и справедливости, суд обоснованно определил размер компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., в связи с чем основания для уменьшения размера компенсации морального вреда и удовлетворения жалобы ГУЗ «Областной онкологический диспансер» отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке в соответствии со ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 27 сентября 2010 года по исковому заявлению Кругера А.И. к государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер» о компенсации морального вреда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: