Судья: Шамаилова О.В. Дело №33-6068
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2010 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Евтушенко В.М., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Левиной З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 11 октября 2010 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию решения по заявлению Бахметьевой В.А. от 09 июля 2010 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7378 кв. м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Бахметьевой В.А. от 09 июля 2010 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7378 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки
Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила :
Бахметьева В.А. обратилась с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. Свои требования основывает на следующем.
09 июля 2010 года Бахметьева В.А. обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 7378 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - для размещения автостоянки.
Согласно доводам Бахметьевой В.А., к указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Заявитель считает, что в нарушение п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ администрация муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени не приняла решения по данному заявлению от 09 июля 2010 года. В данном случае неправомерное бездействие администрации препятствуют заявителю оформить право аренды на участок.
Основываясь на изложенном, заявитель просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов»; обязать рассмотреть данное заявление, принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 11 октября 2010 года постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация МО «Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Бахметьевой В.А., указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу закона, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего ЗК РФ, исходя из положений ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».
Согласно Решению Саратовской городской Думы «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» от 18.02.2010 года №47-562 администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Согласно требованиям ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий. граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и. распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09 июля 2010 года Бахметьева В.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 7378 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки. К данному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка №
Заявление Бахметьевой В.А. в установленный законом срок рассмотрено не было (ст.ст. 29, 34 ЗК РФ). На момент рассмотрения дела в судом администрация муниципального образования «Город Саратов» не приняла какого-либо решения по заявлению Бахметьевой В.А. о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о несостоятельности доводов администрации МО «Город Саратов» о том, что заявитель, не соблюдая порядок обращения в соответствии с Положением о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Саратовской городской Думы №53-632 от 07 июля 2010 года, подала заявление о предоставлении земельного участка не в структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов», а непосредственно в администрацию муниципального образования «Город Саратов», поскольку указанное выше Положение на момент обращения заявителя - 09.07.2010 года не вступило в законную силу, Положение вступило в силу 14 июля 2010 года.
При таком положении, с учетом вышеприведенных положений материального закона, судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что при рассмотрении указанного выше обращения Бахметьевой В.А.. администрацией муниципального образования «Город Саратов» было допущено несоблюдение требований ст.29, ст.34 п.4 Земельного Кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено наличие бездействия со стороны органа местного самоуправления при рассмотрении обращения Бахметьевой В.А., судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов», выражающегося в нерассмотрении заявления от 09 июля 2010 года Бахметьевой В.А.. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки, возложения на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление Бахметьевой В.А. от 09 июля 2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.
Кроме того, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в принятом по делу решении им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Волжского районного суда г. Саратова от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: