33-6033\2010 от 2.12.2010г. о назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Пескова Ж.А. Дело № 33-6033

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2010 год

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Евтушенко В.М., Бугаевой Е.М.,

при секретаре Левиной З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе Афанасенко Л.С. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 октября 2010 г., которым постановлено:

Исковые требования Афанасенко Л.С. удовлетворить частично.

Отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отказе Афанасенко Л.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 13.07.2010 года № и решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от 13.07.2010 года № в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С., дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области включить Афанасенко Л.С. в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

В части требований об отмене решения государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отказе Афанасенко Л.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 13.07.2010 года № и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от 13.07.2010 года № в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С., дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования, периодов нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года; включении указанных периодов в льготный стаж и назначении Афанасенко Л.С. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 12.04.2010 года - отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в пользу Афанасенко Л.С., <адрес>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 60 рублей.

Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения Афанасенко Л.С., представителя ГУ УАФ РФ в Балаковском районе Саратовской области – Романовой О.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Афанасенко Л.С. обратилась к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области с иском, просила суд отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 13.07.2010 года № и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.07.2010 года № в связи с исключением из льготного педагогического стажа истицы периодов работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования; периоды нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года; включить указанные периоды в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность и назначить досрочную трудовую пенсию с 12.04.2010 года, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что 12.04.2010 года она обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Оспариваемыми решениями ответчика истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Как полагает истица, периоды работы в Доме пионеров и в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» могут быть засчитаны в льготный стаж, так как в данные периоды времени Афанасенко Л.С. осуществляла педагогическую деятельность. Работа в Доме пионеров была основным местом ее работы, участниками коллектива, которым она руководила, были школьники разного возраста. Дом пионеров, Центр дополнительного образования и должность педагога дополнительного образования поименованы Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Пункт 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, как полагает истица, к ней не должен применяться, так как данная норма ухудшает ее право на досрочное назначение трудовой пенсии. При включении спорных периодов в льготный педагогический стаж, у истицы будет достаточно стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения в административных отпусках также, по мнению Афанасенко Л.С., могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в данные периоды времени Афанасенко Л.С. вела педагогическую деятельность, а во время нахождения в командировке истец выполняла свои трудовые обязанности.

Балаковским районным судом Саратовской области по делу постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Афанасенко Л.С. просит об отмене решения суда первой инстанции в части, в которой Афанасенко Л.С. отказано в удовлетворении заявленных требований, указывает, что, разрешая возникший спор в названной части, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона..

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2010 года Афанасенко Л.С. обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ответчика от 13.07.2010 года № истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.07.2010 года № в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, Афанасенко Л.С. не засчитаны периоды работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования; периоды нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствует наименование должности "руководитель танцевального коллектива".

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно признал недопустимыми доказательствами по делу показания свидетелей Колосовой О.В. и Шалашова Н.П. в части подтверждения педагогического характера работы Афанасенко Л.С. (ст. 60 ГПК РФ).

Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 года.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее - Правила), предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывает в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067" должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

При таком положении, с учетом вышеприведенных положений материального закона, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции в части того, что период работы истицы в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку у Афанасенко Л.С. на 01.01.2001 года отсутствует стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Следует признать правомерными и выводы суда первой инстанции в части того, что периоды нахождения Афанасенко Л.С. в административных отпусках также не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как подобные периоды не поименованы ни пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, ни пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5. При этом судом обоснованно указано на то, что уважительность причин нахождения в административных отпусках не является основанием для их включения в педагогический стаж.

Как следует из материалов дела, с 12.08.1985 года по 11.01.1993 года истица работала в Школе искусств преподавателем класса хореографии. Указанный период включён в специальный стаж Афанасенко Л.С, что подтверждается расчётом трудового стажа истицы, представленным представителем ответчика.

По смыслу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. В период нахождения в командировке за Афанасенко Л.С. в соответствии с действующим законодательством сохранялась заработная плата, и, соответственно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что отказ ответчика включить в льготный стаж истицы в календарном исчислении периоды нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года является незаконным, отменив решение ответчика и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при невключении указанных выше периодов работы истицы в Доме пионеров и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», периодов нахождения её в административных отпусках у Афанасенко Л.С.отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, судебная коллегия считате обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Афанасенко Л.С. требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 12.04.2010 года.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, аналогичны доводам, приводимым Афанасенко Л.С. в суде первой инстанции, все указанные доводы получили надлежащую правовую оценку в принятом по делу решении и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу ст. 347, 362 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда.

В связи с вышеизложенным, доводы жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 октября 2010 г. оставить без изменения.

Кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи