33-6127/2010 от 01.12.2010



Судья: Романов А.В. дело № 33-6127\10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 декабря 2010 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Елкановой И.А.,

судей Грибалевой М.Н.и Бугаевой Е.М.,

при секретаре Новикове М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе Главы Балашовского муниципального района Саратовской области Демина А.И. на решение Балашовского районного суда г.Саратова от 09 ноября 2010 года, которым постановлено:

исковые требования Шамина Б.Ф. к Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области удовлетворить.

Признать незаконным со дня принятия решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 05 октября 2010 года № 60\01 «О главе администрации Балашовского муниципального района».

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения Главы Балашовского муниципального района Демина А.И., просившего удовлетворить его жалобу, представителя Шамина Б.Ф., Тюнину Н.Г. по доверенности от 29.10.2010 года, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Шамин Б.Ф. обратился в суд с требованием к Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения № 60\01 от 25 октября 2010 года «О главе администрации Балашовского муниципального района». В обоснование требований ссылается на то, что с 19 апреля 2008 года он был назначен на должность главы администрации Балашовского муниципального района. Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района № 60\01 от 25 октября 2010 года, он отстранен от занимаемой должности на период вступления в законную силу судебного акта по исковому заявлению о расторжении контракта с главой администрации Балашовского муниципального района. Тем же решением на период отстранения от должности исполняющим обязанности главы администрации назначен Павлов Д.М.

Представитель Собрания депутатов Балашовского муниципального района г.Саратова иск не признал, пояснив, что по факту выявленных нарушений заместителем прокурора г.Балашова в адрес главы Балашовского муниципального района вынесено представление, в котором он просит решить вопрос о соответствии занимаемой должности главы администрации Балашовского муниципального района Шамина Б.Ф. Данное представление рассмотрено на заседании Собрания депутатов 20 октября 2010 года, по итогам которого принято решение о несоответствии занимаемой должности главы администрации Шамина Б.Ф., а также поддержано обращение главы Балашовского муниципального района с иском в суд о расторжении контракта с главой администрации.

Судом постановлено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе глава Балашовского муниципального района Демин А.И. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение норм материального права. Удовлетворяя требования, суд не принял во внимание значимые обстоятельства: сложившуюся экономическую обстановку в районе отсутствие взаимодействия между депутатским корпусом и администрацией Балашовского муниципального района, в отношении Шамина Б.Ф. было вынесено 63 протеста прокурором г.Балашова, в том числе, предметом которых являлось принятие главой администрации Балашовского муниципального района Шаминым Б.Ф. правовых актов, касающихся интересов личного характера самого Шамина Б.Ф.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, согласно ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного решения следующим основаниям.

С 19 апреля 2008 года Шамин Б.Ф. назначен на должность главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области и с ним заключен контракт сроком на 5 лет.

Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от 20 октября 2010 года № 59\04 глава администрации Балашовского муниципального района Шамин Б.Ф. признан не соответствующим занимаемой должности.

Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области № 60\01 от 25.10.2010 года, Шамин Б.Ф. отстранен от должности главы администрации Балашовского муниципального района на период вступления в законную силу судебного акта по исковому заявлению «О расторжении контракта с главой администрации Балашовского муниципального района». На период отстранения от должности главы администрации Балашовского муниципального района назначен исполняющим обязанности Павлов Д.М. (л.д.5).

Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч.3 ст.9, ч.2 ст.11) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из ст.3 (ч.2) данного Федерального закона и ст.11 (ч.7) Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Согласно ст.16 (ч.ч.6 и 7) Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.

Как установлено ст.37 (ч.6) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктами 2,3,12 статьи 35 Устава Балашовского муниципального района, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Возможность отстранения от должности муниципального служащего определена пунктом 3 статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которого представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи, а также граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Однако, как следует из содержания оспариваемого решения Собрания депутатов, основанием для отстранения главы администрации Балашовского муниципального района Шамина Б.Ф. послужил факт обращения в суд с иском о прекращении полномочий с главой администрации до вступления в законную силу судебного акта по исковому заявлению «О расторжении контракта с главой администрации Балашовского муниципального района», инициированный по представлению заместителя прокурора г.Балашова в отношение главы администрации Балашовского муниципального района об устранении нарушений законодательства.

Как пояснил в суде кассационной инстанции Глава Балашовского муниципального образования Демин А.И., каких-либо иных, правовых, оснований у Совета депутатов при принятии оспариваемого решения о временном отстранении от должности главы администрации района не имелось.

Ни в каком-либо ином федеральном законе, ни в Уставе Балашовского муниципального района не содержится положений о наделении уполномоченного органа представительной власти муниципального района временно отстранять от должности главу администрации по изложенным выше основаниям.

Доводы кассационной жалобы на то, что судом не были учтены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении главой администрации муниципального района законодательства, что, по мнению автора жалобы, является основанием для отстранения от должности главы администрации, судебной коллегией отклонены, поскольку такое основание, как наличие конфликта интересов главы администрации района на муниципальной службе, не указано в содержании оспариваемого решения, а потому и не являлось предметом рассмотрения в данном деле. В тексте решения Совета депутатов Балашовского муниципального района не изложены и не приведены какие-либо конкретные факты, указывающие на возникновение конфликта интересов, при котором личная заинтересованность главы администрации муниципального района повлияла или могла повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан.

Кроме того, анализ положений статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что отстранение от должности муниципального служащего является мерой по предотвращению конфликта интересов, который может быть урегулирован в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования путем создания комиссии по урегулированию конфликта интересов. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства проведения работы такой комиссией по урегулированию и предотвращению конфликта интересов.

В нарушение закона принято и решение о назначении на период отстранения от должности исполняющим обязанности главы администрации Балашовского муниципального района Павлова Д.М., поскольку такое назначение возможно в случае временного отсутствия главы администрации района или временной невозможности исполнения главой администрации района своих должностных обязанностей (ч.11 ст.35 Устава Балашовского муниципального района).

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о признании незаконным решения Совета депутатов Балашовского муниципального района по отстранению от занимаемой должности главы администрации Балашовского муниципального района и о назначении на период отстранения от должности исполняющим обязанности главы администрации Балашовского муниципального района Павлова Д.М., является правильным.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного акта, который постановлен в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Приведенные в решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.

Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашовского районного суда Саратовской области от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: