№ 33-6187\2010 от 09.12.2010г. о признании незаконным бездействия администрации МО `Город Саратов`



Судья Бронникова Л.В. Дело №33-6187

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Саратов 09 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Евтушенко В.М., Бугаевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 октября 2010 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению в установленный срок заявления Смирновой Т.А. от 23 ноября 2009г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес> кадастровый номер №

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Смирновой Т.А. от 23 ноября 2009г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес> кадастровый номер № в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., исследовав материалы дела,

установила :

Смирнова Т.А. обратилась с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждении к рассмотрению по существу заявления о предоставлении земельного участка. Свои требования основывает на следующем.

В 2008г. Смирнова Т.А. обратилась в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автостоянки по адресу <адрес>

08 сентября 2008г. Комитет по архитектуре и градостроительству г.Саратова выдал Смирновой Т.А. акт о выборе земельного участка для строительства площадью 37746 кв.м. 24 сентября 2008г. Комитетом по управлению имуществом Саратовской области было отправлено обращение № в Комитет по земельным ресурсам г.Саратова о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автостоянки по адресу <адрес>. Позднее к ранее поданным документам истицей был приобщен проект границ земельного участка, согласованный Управлением ветеринарии Саратовской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству г.Саратова, а также Комитетом по земельным ресурсам г.Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ 29 апреля 2009г. истица приобщила к указанному заявлению информирование о предоставлении земельного участка, размещенное в газете «Саратовская панорама».

Согласно доводам истца, 05 мая 2009г. Смирнова Т.А. обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Саратова с заявлением об уточнении вида разрешенного использования земельного участка.

12 мая 2009г. Смирновой Т.А. был получен ответ о том, что разрешенный вид использования рассматриваемого земельною участка соответствует п.3 из группы видов разрешенного использования по постановлению Правительства Саратовской области от 02 апреля 2009т. № 121-П.

18 мая 2009г. Комитетом по управлению имуществом Саратовской области вынесено распоряжение № об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и о предварительном согласовании истице места размещения автостоянки на земельном участке из земель населенных пунктов, относительно адресных ориентиров: г<адрес> площадью 37746 кв.м., в границах, указанных в прилагаемом к распоряжению проекте границ земельного участка.

28 октября 2009г. Смирновой Т.А. получен кадастровый паспорт земельного участка с присвоением участку кадастрового номера №

Смирнова Т.А. так же указала на то, что 23 ноября 2009г. она обратилась в администрацию МО «Город Саратов» и в Комитет по земельным ресурсам г. Саратова с заявлением о предоставлении ей права аренды на 49 лет на спорный земельный участок для размещения автостоянки. К заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка, копия санитарно-эпидемиологического заключения, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и другие документы. 01 марта 2010г. комитет по земельным ресурсам г.Саратова направил в комитет по архитектуре и градостроительству запрос, на который 09 марта 2010г. получил ответ о том, что последний считает возможным предоставление в аренду на 49 лет земельного участка площадью 37746 кв.м. по адресу <адрес> для размещения автостоянки.

Основываясь на изложенном, истица полагает, что поскольку кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен Смирновой Т.А. 23 ноября 2009г., администрация МО «Город Саратов» должна была предоставить ей право аренды на земельный участок не позднее 07 декабря 2009г., и заключить договор аренды не позднее 14 декабря 2009г. Однако до настоящего времени ответчиком решение по заявлению истицы не принято.

Ленинским районным судом г. Саратова 22 октября 2010 года постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления Смирновой Т.А., указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права па земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним".

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (ст. 28 ЗК РФ).

В силу ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

Статьей 30 ЗКРФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Из нормы ч.ч. 1,2 ст.32 ЗК РФ усматривается, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В п. 13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос..

Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусматривает, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23 ноября 2009г. Смирнова Т.А. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок по адресу г.Саратов, <адрес> для размещения автостоянки. К заявлению она приложила кадастровый план земельного участка, копию санитарно-эпидемиологического заключения, сведения об информировании органом местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок.

Из материалов дела так же следует, что письмом от 04 августа 2010г. администрация сообщила Смирновой Т.А. о том, что длительное рассмотрение заявления о предоставлении права на земельный участок обусловлено тем, что в период принятия решения вступили в силу нормативные правовые акты, регулирующие процедуру оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования «город Саратов», в том числе внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования Город Саратов». В настоящее время проект постановления, подготовленный в соответствии с заявлением находится на согласовании в структурных подразделениях администрации муниципального образования «город Саратов», который истица сможет получить после подписания и регистрации.

Поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено, что до момента рассмотрения дела судом решение по заявлению Смирновой Т.А. по существу ее заявления, не принято, хотя установленный законом срок рассмотрения истек, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о бездействии администрации МО «город Саратов» по рассмотрению в определенный законом срок заявления гражданина о предоставлении права на земельный участок.

Доводы администрации о том, что бездействия с ее стороны не допущено, поскольку заявление проходит согласования в структурных подразделениях администрации муниципального образования, судом первой инстанции обоснованы признаны несостоятельными, так как направление документов на согласование в указанные органы и организации, как правильно указано в принятом по делу решении, не предусмотрено законом в качестве основания нарушения предусмотренного законом срока для дачи ответа заявителю. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Кроме того, из представленных документов следует, что комитетом по земельным ресурсам г.Саратова был подготовлен проект постановления о предоставлении Смирновой Т.А.в аренду спорного земельного участка, который до 18 октября 2010г. находился на согласовании в администрации. С марта 2010г. дополнительные документы по вопросу о возможности предоставления земельного участка Смирновой Т.А. уполномоченными органами не запрашивались. 18 октября 2010г. проект постановления возращен по неустановленным причинам для доработки в комитет по земельным ресурсам.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что судом первой инстанции бесспорно установлено, что письменное обращение Смирновой Т.А., поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным и возложении на администрацию МО «Город Саратов» обязанности рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

В связи с вышеизложенным, доводы кассационной жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 22 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: