Судья: Сидоровнин А.А. Дело № 33-5939/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Михайлова В.Е.,
при секретаре Щербаковой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Мохаммада К.А.х. и Шабнам А.х. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 сентября 2010 года, которым Мохаммаду К.А.х. и Шабнам А.х. отказано в удовлетворении заявления об обязании Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области рассмотреть по существу ходатайство о признании беженцами на территории РФ.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Мохаммада К.А.х. и Шабнам А.х. – Молоковой В.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области Спириной Н.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мохаммад К.А.х. и Шабнам А.х. обратились в суд с заявлением об обязании Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области рассмотреть по существу ходатайство о признании их беженцами на территории РФ.
Требования заявителей мотивированы тем, что в ноябре 2006 года Мохаммад К.А.х. и члены его семьи были вынуждены незамедлительно покинуть Афганистан в связи с тем, что там существовала реальная опасность для их жизни по причине родовой вражды из – за раздела земли. Они прибыли на территорию Таджикистана и проживали там до 2009 года, где им был присвоен статус беженцев.
В ноябре 2009 года вновь возникла угроза жизни по той же причине, и семья вновь была вынуждена бежать в Россию. Незаконное пересечение границы РФ было допущено ими с единственной целью – избежать опасности угрожающей жизни и здоровью всех членов семьи.
Решениями Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 27.04.2010 г. заявителям было отказано в рассмотрении по существу их ходатайств о признании беженцами на территории Российской Федерации.
Заявители, считая действия Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области неправомерными, за защитой нарушенного права обратились в суд.
Рассмотрев спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационных жалобах заявители просят отменить решение суда, поскольку оно является незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. Суд вынес решение без учета того, что сотрудниками УФМС России по Саратовской области разрешение их ходатайства о присвоении им статуса беженцев на территории РФ было произведено с нарушениями процедуры его рассмотрения, что влечет незаконность решения УФМС России по Саратовской области от 27.04.2010 г. и решения суда от 10.09.2010 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Федеральный закон № 4528-1 от 19февраля1993года «О беженцах» определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
Признание лица беженцем предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
В силу ст. 4 названного Федерального закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение);
2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;
3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;
4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.
Ходатайство лица, поданное в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности (далее - орган пограничного контроля) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, передается данным органом в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Ходатайство лица, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации, передается данными органами в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:
1) ходатайство лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;
2) ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.
В силу ст. 5 Федерального закона «О беженцах», основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:
1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 7 названного Федерального закона, рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;
2) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства.
Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не более чем на три месяца.
Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.
Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.
Как следует из материалов дела, решениями Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 27.04.2010 г. заявителям было отказано в рассмотрении по существу их ходатайств о признании беженцами на территории Российской Федерации, по тем основаниям, что в отношении Мохаммада Кахира Ахмад Хана и Шабнам Ахмад Хан были возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 322 УК РФ, то есть по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О беженцах».
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении требований заявителям, суд исходил из того, что у Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области имелись основания для отказа в рассмотрении по существу ходатайств Мохаммада К.А.х. и Шабнам А.х. о признании беженцами на территории Российской Федерации, так как в их отношении были возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 322 УК РФ. Однако суд первой инстанции не учел положения п. 3 ст. 3 Федерального закона «О беженцах», согласно которым решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.
Суд первой инстанции не проверил соблюдение Управлением федеральной миграционной службы по Саратовской области порядка предварительного рассмотрения ходатайства, после которого было принято решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обращение в вышестоящий по подчиненности орган исключает возможность последующего обжалования того же решения территориального органа в суд, так как указанный вывод не основан на законе.
При указанных выше обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, так как заявители в суд кассационной инстанции не явились, а возможность представления новых доказательств в обоснование своих требований и возражений у сторон не исчерпана.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, предложить сторонам представить доказательства в обоснование своих требований и возражений, дать им оценку, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 сентября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи