Судья: Кирсанова С.В. Дело № 33-6397/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Евтушенко В.М. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Дергачевском районе Саратовской области (далее УПФ) на решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 17 ноября 2010 года, которым постановлено:
«Признать право Жумагазиевой С.З. на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать ГУ УПФ РФ в Дергачевском районе включить Жумагазиевой С.З. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности пионервожатой с 3 декабря 1982 года по 3 сентября 1986 года, с 1 марта 1987 года по 28 сентября 1993 года, и назначить Жумагазиевой С.З. пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 13 сентября 2010 года»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителей УПФ Стаскевич И.А. по доверенности от 18.12.2009 года и Давыдовой О.П. по доверенности от 11.01.2010 года, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела,
установила:
Жумагазиева С.З. обратилась в суд с иском к УПФ, указав, что 13.09.2010 года она подала в УПФ заявление о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с наличием требуемого законом стажа педагогической деятельности. Решением комиссии при УПФ от 22.09.2010 года в удовлетворении ее заявления было отказано, в стаж педагогической деятельности не включены периоды работы в должности пионервожатой с 03.12.1982 года по 03.09.1986 года, с 01.03.1987 года по 23.04.1992 года, период получения пособия по социальному страхованию с 23.04.1992 года по 09.08.1992 года, период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 10.08.1992 года по 06.10.1992 года. С учетом уточнения исковых требований, Жумагазиева С.З. просила включить в ее специальный стаж период работы в должности пионервожатой с 03.12.1982 года по 03.09.1986 год, с 01.03.1987 год по 28.09.1993 год и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Ершовским районным судом (2) Саратовской области постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначаются в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, указанным перечнем должность «пионервожатая» не предусмотрена. Кроме того, в стаж педагогической деятельности подлежат включению периоды работы в должности пионервожатой при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях в должностях, предусмотренных Перечнем. По мнению УПФ, суд не учел, что на момент обращения истицы с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости стаж ее работы в должности пионервожатая составил более 1/3 от всего объема стажа педагогической деятельности.
В своих возражениях на кассационную жалобу Жумагазиева С.З. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит правильным решение суда отменить и вынести по делу новое решение по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ одними из оснований для отмены или изменения решения суда в кассационной инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. 27 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (части 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости- предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Принимая решение об удовлетворении требований Жумагазиевой С.З. о понуждении УПФ включить в специальный стаж периоды ее работы с 03.12.1982 года по 03.09.1986 год и с 01.03.1987 год по 28.09.1993 год в должности старшей пионервожатой в Восточной средней школе и признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд сослался на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Однако, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 4 этого Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как видно из материалов дела Жумагазиева С.З. на момент обращения в УПФ за назначением досрочной пенсии (13.09.2010 года) имела 15 лет 6 месяцев 3 дня стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, тогда как необходимо не менее 16 лет 8 месяцев (или 200 месяцев) (2/3 от 25 лет).
Таким образом, выводы суда первой инстанции о включении периодов работы истицы в должности старшей пионервожатой в Восточной средней школе с 3 декабря 1982 года по 3 сентября 1986 года и с 1 марта 1987 года по 28 сентября 1993 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и о наличии у Жумагазиевой С.З. на момент обращения в УПФ права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не основаны на требованиях закона.
В соответствии со статьей 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся или дополнительно представленных доказательств.
Учитывая, что имеющие значение для дела обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит правильным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Жумагазиевой С.З.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 17 ноября 2010 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Жумагазиевой С.З. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Дергачевском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказать.
Председательствующий:
Судьи: